И память, и дар — Воскресенская газета Куйбышевец

И память, и дар

Так переводится с французского языка слово «сувенир», а для воскресенцев оно уже многие годы имеет вполне конкретное значение, отнюдь не противоречащее, правда, переводу. Ведь наш ансамбль народного танца «Сувенир» неизменно оставляет прекрасную память о своих выступлениях, которые щедро дарит зрителям. Бессменно руководит ансамблем вот уже 40 лет Мария Александровна Тышецкая, на днях отметившая свой юбилей.



— Мария Александровна, хочется узнать, как же начинался «Сувенир»?

— «Сувенир» появился когда в 1981 году я пришла работать во Дворец культуры «Химик». Мы пробовали разные названия, среди которых были такие варианты, как «Юность», «Юность Подмосковья» и многие другие, но, в конце концов, все вместе решили, что больше всего нам всё-таки подходит именно название «Сувенир».

— А помните Вы своё первое занятие уже в качестве руководителя ансамбля?

— Конечно, свои начальные шаги в профессии забыть невозможно. Помню, как провела первое собрание, испытывая страшный «мандраж», наверное, почти все молодые люди на первых порах испытывают подобные чувства, а я ведь была очень молоденькой. Но тогдашний художественный руководитель, Сергей Сергеевич Калашманов, похвалил меня, сказав, что я правильно расставила все нужные акценты. Не знаю, так ли это было, но главное – Сергей Сергеевич, как опытный преподаватель, внушил мне уверенность в себе, что очень помогает в любой работе.

— Интересно Ваше видение репетиционного процесса, что в нем самое главное?

— Поскольку репетиция – это всегда творчество, то в идеале я вижу в данном случае полное единение с коллективом, которого достичь не всегда просто, тем не менее, кажется, нам это часто удаётся. Быть не только на одной волне, а буквально попасть в резонанс, и возникает эффект мощного порыва вдохновения! Пусть это громкие слова, но они соответствуют творческому ощущению.

Танцоры вообще большие трудяги, и то, что видит зритель, – это квинтэссенция, «выжимки», можно сказать, самая верхняя часть вершины того айсберга, который представляет собой подготовка к выступлению.

— А есть у Вас любимая танцевальная программа (танец) в репертуаре?

— Думаю, невозможно назвать что-то особенно любимое, потому что каждую создаваемую программу любишь, к тому же непосвящённому человеку трудно даже представить, сколько программ создано за сорок лет для многих групп (сейчас в ансамбле  шесть групп). Мы изучаем и исполняем танцы народов мира, а они так разнообразны, и всякий имеет свою изюминку. Сейчас мы заняты подготовкой к защите очередного звания «Народный коллектив», разрабатываем свежую программу.

Пытались как-то подсчитать количество поставленных за все годы номеров, но сбились со счёта…

— Вы были во многих странах, но Испания, по-моему, наиболее интересна в танцевальном плане, как вы считаете?

— Поскольку наша основная специализация – это танцы народов мира, то мы стараемся вникать по возможности в культуры разных стран. Испания с её «огневыми» танцами, это, конечно, что-то особенное. Хотя каждая страна интересна по-своему. Мы были в Испании месяц, видели многое, проехав её буквально с севера на юг и с запада на восток. Путешествуя, мы не чувствуем себя «туристами», а изучаем обычаи местного населения, «вживаемся в образ». Наш коллектив за время пребывания там успел поучаствовать во многих фестивалях, впечатления остались сильные, прекрасная страна! Хотя интересна любая страна, где побывали, а были мы во многих странах.

— И всё же, бывает, что воспитанники раздражают Вас, не сразу понимают стоящую перед ними задачу?

— Если такое случается, я стараюсь подавить своё раздражение. Оно возникает, когда готовишься к работе, к какой-то постановке, а не все смогли присутствовать на репетиции. И понимаешь, что на этой репетиции не сможет получиться то, что задумывалось. Вот это огорчает. С другой стороны, я понимаю, что коллектив, любительский. Участники приходят, чтобы с удовольствием заняться любимым делом и стараются по мере своих сил. Взрослые участники часто приезжают после работы, уставшие. У многих – семьи, они воспитывают своих собственных детей. И, хотя коллектив любительский, мы, руководители, стараемся добиваться, чтобы на сцене наши артисты чувствовали себя настоящими профессионалами.

— Приветствуется ли инициатива на репетициях и на выступлениях?

— Поскольку, как уже было сказано, коллектив – это своего рода единый организм во время репетиций и выступлений, то инициатива не мешает согласованности действий. Поскольку старшие участники уже сами могут многому научить, инициативу мы не только не гасим, а наоборот, хорошие предложения только приветствуются. Малышам же не до предложений, они пока учатся танцевать, постигают азы, в чём старшие ощутимо им помогают.

— Как Вы считаете, танец — это опасный вид искусства?

— Танец — прекрасный вид искусства. Мы стараемся работать на результат и отталкиваемся от возможностей исполнителей. Никогда не поручу неподготовленному танцору слишком сложный трюк. Все движения, поддержки и трюки долго и тщательно отрабатываются, доводятся до автоматизма. Так что ничего опасного в искусстве танца нет, единственные последствия занятий – это красота и здоровье.

— Бывали на выступлениях ситуации, о которых Вы и участники ансамбля вспоминаете с улыбкой? И как из них выходили?

— Конечно, всякие бывали ситуации. Когда собираются бывалые участники, воспоминаниям нет конца. И платочки роняли, и головные уборы теряли, и даже подъюбники. Был случай, когда мальчик исполнял сложную фигуру в украинском танце, и у него развязался пояс. Широченные шаровары начали неуклонное движение вниз, но «полураздетый» танцор не запутался в костюме, не смешался и доделал номер, вызвав аплодисменты!

У нас и музыка неоднократно отключалась на конкурсах, но ансамбль никогда не терялся, и с честью выходил из положения, даже малыши. Начинали ритмичный счёт, и продолжали выступление. Во всяком случае, реакция зала всегда была доброжелательной.

— А Вы выходите на сцену сами? И, может быть, особенно любите какой-то танец?

— Разве что в очень редких случаях, когда кого-то надо было заменить или что-то происходило в поездке. Но это бывало редко и давно, сейчас на сцену не выхожу, конечно, да и танцоров у нас достаточно много. А любимый танец, как и любимая программа, отсутствует, о чём выше уже шла речь. Вернее – танцы, как дети – все любимые!

— Ваш коллектив регулярно обновляется, это сложный процесс?

— Как Вам сказать? Коллектив пополняется каждый год. У малышей отбора нет, начинают все сразу с 4-х лет. Всегда очень ждём эту «молодую поросль», они такие разные, интересно за ними наблюдать. Когда детки подрастут, они вместе с родителями уже сами решают, подходит им это занятие или нужно посвятить себя чему-то другому, поскольку на следующем, более осознанном этапе, занятия усложняются.

К тому же, в сферу искусства здесь вторгается суровая материальная реальность. Занятия ведь платные, а экономическая ситуация, как в стране, так и в нашем городе, не всегда благоприятна. Но, если у ребёнка – призвание, выход всегда найдётся.



— Бывали у коллектива неудачи на конкурсах? И какие удачи наиболее памятны?

— Не знаю, что можно считать неудачей, главное, как настраивать танцоров на выступление. Никогда не говорю участникам, что, мол, обязательно нужно завоевать гран-при, а то плохо будет. Мы всегда тщательно готовимся к выступлениям и конкурсам, а если не готовы, то и не едем. Получив награду, всегда довольны, поскольку именно её, значит, и заслужили.

Наград было столько, что все, как и программы, запомнить просто невозможно. Множество гран-при, лауреатств, но из последних – особенно запомнилось выступление в проекте знаменитой балерины Илзе Лиепа «Весна священная», за которое мы были отмечены Золотым лауреатством. В этом проекте приняли участие лучшие коллективы страны, Подмосковье же представлял единственный коллектив – наш, а это – особенный повод для гордости! Такие победы окрыляют, жизнь приобретает какой-то новый смысл.

— И всё же, случалось ли по-хорошему завидовать другим творческим коллективам?

— По-хорошему – да, и даже часто. В том смысле, что любуюсь «крепкими» танцорами и хорошими постановками, что-то можно и «на вооружение» взять. Особенно ценно, когда в ансамбле царят добрые отношения, в том числе и с руководителем. Так бывает далеко не всегда, но, к счастью, хороших умных руководителей много, а, значит – и коллектив состоялся.

— О чём-нибудь мечтаете сейчас, возможно, многое уже осуществилось?

— Творческие мечты постоянно осуществляются, но никогда не заканчиваются. Мы привыкли идти вперёд, и сейчас, из-за временной «пробуксовки» в связи с пандемией, мечтаем поскорее вернуться в русло нормальной жизни, провести запланированные концерты, надеемся, что ничто им уже не помешает!

— Спасибо, разделяю Ваши надежды, и очень благодарна за беседу, на которую Вы любезно согласились, хотя уверена, это было для Вас не так уж просто после утомительного рабочего дня. С огромным удовольствием поздравляю Вас с двойным юбилеем, поскольку не только для Вас, но и для ансамбля «Сувенир» этот год тоже юбилейный, и желаю, чтобы Ваши мечты неизменно продолжали исполняться!

 Беседовала Елена ХМЫРОВА


#воскресенск #новости #куйбышевец #крупнымпланом #интервью

Поделиться:

Комментарии закрыты.