23 победы советского аса — Воскресенская газета Куйбышевец

23 победы советского аса

Когда знакомишься с историей подвига Константина Комардинкина, в памяти сами собой воскресают слова песни Владимира Высоцкого, многим памятной с детства: «Я — «Як»-истребитель, Мотор мой звенит, Небо — моя обитель, Но тот, который во мне сидит, Считает, что он – истребитель». Эти слова будто списаны с Константина Петровича Комардинкина, Героя Советского Союза, летчика-аса, совершившего более 150 боевых вылетов и сбившего 23 боевых самолета фашистского врага. А воевал Константин как раз на истребителях семейства Як – 7, 1 и 9.


Родился в 1918 году в деревне  Алпатьево Луховицкого района Московской области, в семье крестьянина. Детство Кости Комардинкина (на фото он в верхнем ряду первый справа) было таким же как и у других советских детей: увлекался, как и многие другие деревенские мальчишки, рыбалкой, любил мастерить игрушки, зимой кататься на лыжах. В школе учился успешно, отличался трудолюбием и дисциплиной. Но более всего с раннего детства его манило небо.

Отец гордился своим сыном и частенько говорил: «Учись Костюха — человеком будешь». И сын последовал наказу отца, в 1934 году поступил в фабрично-заводское училище при Воскресенском химкомбинате. Там его приняли в комсомол. Работал юноша электромонтёром в электроцехе.

На Воскресенском химкомбинате был принят в ряды Ленинского комсомола. Имел Константин также значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к труду и обороне».

Но паренька тянуло к себе голубое небо. В часы досуга он учился в аэроклубе на пилота, увлекался парашютным спортом. В 30-е годы первичная подготовка лётчиков осуществлялась в аэроклубах, при этом учлёты (учащиеся лётных школ) обучались без отрыва от производства, в свободное время. На тренировочном самолёте У-2 в Раменском аэроклубе и тренировался Константин — вначале с инструктором, затем самостоятельно. В 1937 году вместе с родителями переезжает в посёлок Ново-Ховрино  Химкинского района (ныне — Москва).  В этом же году он становится курсантом Энгельсской военной авиационной школы лётчиков. Кстати, она тесно связана с историей космонавтики – именно здесь проходила парашютную подготовку первая группа космонавтов СССР и в её составе — первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. Выпускник училища лейтенант Комардинкин в 1938 году прибудет по месту службы на Дальний Восток, и вся его жизнь, короткая, но яркая, будет принадлежать Отчизне и небу.  В 1939 году Костя Комардинкин окончил лётную школу и в звании младшего лейтенанта начал служить в 40-м истребительном авиаполку Дальнего Востока. Здесь он совершенствуется как лётчик-истребитель. Полёты совершал на самолёте И-16.

В декабре 1940 года Константин был переведён командиром звена в 47-й истребительный авиаполк, который базировался в Приморском крае.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Костя Комардинкин пишет множество рапортов с просьбой отправить его на фронт.  В 1942г. он освоил новый самолёт Як-3, который позволял вести бой в вертикальной плоскости. В 1942 году он был назначен на должность командира авиационного звена, а в апреле 1943 года в составе 274-го истребительного авиаполка Комардинкин прибывает на фронт. Бои на Кубани стали первыми в боевой биографии Героя…

В апреле 1943 года 274-й авиационный истребительный полк, в котором Комардинкин служил командиром звена, был переброшен на Северо–Кавказский фронт. 19 апреля самолеты взлетели с аэродрома в свой первый бой.    В воздухе шли ожесточённые баталии. Наши лётчики по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. Враг, отступая, оказывал упорное сопротивление, цеплялся за каждый рубеж. Константин, раз за разом поднимался в небо. Первый фашистский самолет отважный лётчик-истребитель сбил 29 апреля 1943 года.

На Северо-Кавказском фронте полк дислоцировался до сентября 1943 года. За это время Константин Комардинкин совершил 36 боевых вылетов, провёл 15 воздушных групповых боёв, сбил 6 самолётов врага. За беспримерную смелость   отважный лётчик 6 мая 1943 года был награждён орденом Отечественной войны второй степени, 20 мая 1943 года – орденом Отечественной вой-ны первой степени.  Из наградного листа: «в бой вступает смело, дерется мужественно и храбро».

В начале сентября 1943 года авиационный полк, в котором Комардинкин занимал должность заместителя командира эскадрильи, прибыл на Южный фронт. И снова жаркие схватки с врагом. Лётчики ежедневно производили по нескольку боевых вылетов, не давая врагу бомбить наши наземные войска. Вот лишь один пример.

15 сентября 1943 года четвёрка истребителей под командованием Комардинкина встретила большую группу вражеских бомбардировщиков, направлявшихся в сопровождении истребителей бомбить наши боевые порядки. Наши лётчики смело вступили в бой и сорвали намерения врага. В ходе этого боя Комардинкин сбил два самолёта противника. В тот же день за успешные боевые действия он получил благодарность от командующего армией.

Однажды, прикрывая наши наземные войска под Большим Токмаком на Украине, Комардинкин заметил большую группу «Юнкерсов». Он немедленно ринулся вниз, в гущу вражеских самолётов. В это время к его ведомому лётчику Захару Малинину начал заходить в хвост вражеский истребитель. Комардинкин резким разворотом с набором высоты дал по нему очередь, и тот камнем пошёл вниз. Второй «Мессер» попытался уйти из-под огневого удара нашего лётчика, но при развороте был также сбит.

На Южном фронте Комардинкину пришлось выполнять и ответственные боевые задания по разведке в тылу врага. Летая в радиусе до 150 километров, он сообщал советскому командованию ценные данные о сосредоточении войск противника, движении его мотомеханизированных колонн, расположении вражеских аэродромов. Только 24 октября 1943 года, используя данные Комардинкина, наши лётчики нанесли мощный удар по мотомеханизированной колонне врага, в результате которого было уничтожено до 100 машин противника, двигавшихся к фронту. Его же сведения помогли нашим лётчикам уничтожить на одном из аэродромов более 10 вражеских самолётов.

Одновременно с выполнением задач по разведке тыла врага Комардинкин неоднократно сам штурмовал его аэродромы, а однажды участвовал в групповом налёте штурмовиков и истребителей на немецкий аэродром в Новогригорьевске, во время которого было уничтожено до 40 самолётов.

С 5 сентября по 25 октября 1943 года Константин Комардинкин произвёл на Южном фронте 54 боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, сбил 12 вражеских самолётов и 3 уничтожил на земле. Все эти данные были подтверждены нашими лётчиками и наземными войсками.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Комардинкину Константину Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1272).

Как только об этом узнали в полку, боевые друзья Комардинкина отправили его родителям письмо, в котором говорилось: «Нет границ радости, охватившей весь личный состав части по случаю присвоения Константину Петровичу звания Героя Советского Союза. 18 фашистских самолётов сбил наш друг. Он является преданным сыном партии Ленина, патриотом Родины!   Спасибо Вам за воспитание мужественного сына Отчизны!».



11 января 1944 года восьмёрка ЯК-9 и ЯК-1 под командованием старшего лейтенанта Климова и его заместителя старшего лейтенанта Комардинкина вылетела на штурмовку аэродрома посёлка им. Ворошилова. За правильную разработку и успешное выполнение задания Герой СССР Комардинкин награждён Орден Красного Знамени. Его назначили командиром эскадрильи и наградили орденом Красного Знамени. Ему было присвоено очередное воинское звание – капитан.

В начале апреля 1944 года начались бои по освобождению Крыма. В небе сражались авиаторы 8-й Воздушной армии. Среди её соединений важную роль играл 3-й истребительный авиационный корпус, которым командовал генерал Е.Я.Савицкий. В составе 274 полка 278 дивизии 3 истребительного авиационного корпуса и воевал наш Герой. Известно, у лётчиков лёгких сражений не бывает. Каждый вылет мог стать последним. Вот почему они – народ суеверный. Главные приметы – не бриться, не фотографироваться перед полётом.

Наступило 17 апреля 1944 года. Комардинкин, получив задание командования, в пятый раз за день поднялся в воздух на боевой машине и повёл четвёрку истребителей на прикрытие советских войск, наступавших на Севастополь с востока. В 17 часов 10 минут на высоте 4000 метров наши истребители вступили в бой с 8 немецкими истребителями FW-190. Пользуясь двойным превосходством в силах, вражеские лётчики, зайдя со стороны солнца, разбились на 4 пары и атаковали нашу четвёрку. Советские лётчики, уклонившись от боя и набрав высоту, сами пошли в атаку. В жарком бою Комардинкин сбил один немецкий истребитель. Но в это время сам был атакован сразу парой «Фоккеров». Чтобы занять более выгодное положение по отношению к противнику, он переворотом через крыло ушёл вниз, а затем набрал высоту и снова ринулся в атаку. В ожесточённом неравном бою с вражескими истребителями капитан Комардинкин пал смертью храбрых. По сообщению наших наземных войск, его самолёт упал в море северо-западнее Севастополя.

Бои за Севастополь продолжались ещё около месяца. Лишь 9 мая 1944 года город был полностью освобождён от захватчиков. А 12 мая закончилась ликвидация вражеских войск в Крыму.

Константину Комардинкину не довелось увидеть светлого, радостного дня Победы. Но Герой не забыт. Его имя выгравировано на родине, на камне, установленном в 2008 году  на мемориале памяти односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны и на гранитной плите, установленной на площади Победы в городе Раменское. Есть его имя и на гранитных плитах, хранящих память Героев в Воскресенске. Помним и гордимся!

Галина Васильчук, заведующая историко-краеведческим музеем Воскресенска


#куйбышевец #воскресенск #новости #75летпобеды #победа #вов #бессмертныйполк #годпамятииславы

Поделиться:

Комментарии закрыты.