Правда и права — Воскресенская газета Куйбышевец

Правда и права

Марина Александровна Николаева, представитель Уполномоченного по правам человека в городском округе Воскресенск Московской области, знает не понаслышке о том, с какими правовыми вопросами чаще всего обращаются жители и как работает институт Уполномоченного по правам человека. Ей, кажется, удаётся сочетать в своей работе неформальный, неравнодушный подход к бедам своих земляков с настоящим профессионализмом…



— С проблемами всем советую бороться, прежде всего, своими силами, а если их не хватает, то с помощью органов, специально учрежденных для того государством. Одним из них в Российской Федерации является система Уполномоченных по правам человека. Татьяна Москалькова – главный Уполномоченный в стране, есть свой уполномоченный и в каждом регионе, в Московской области это — Екатерина Семенова, в муниципальных же образованиях работают ее представители.

— И насколько трудно приходится такому представителю, то есть Вам, у нас в городе?

— С людьми работать – не самая лёгкая задача. За прошедший 2019-й год я приняла 302 жителя округа, и это — только официальная цифра. Общее же количество обратившихся ко мне было, конечно, намного больше. По ходу приема, порой очень продолжительного, людям приходится разъяснять, каким образом они должны действовать. На это уходит очень много времени.

— Но ведь приёмных дней не так уж и много?

— Общаюсь с посетителями ежедневно, хотя прием граждан положено проводить два раза в неделю. Если кто-то приходит в неприёмное или даже в нерабочее время, беседую со всеми. Не могу сказать, что меня осаждают тысячами. И когда звонят, спрашивают: «Когда у вас прием? Ой, это же надо записываться, у вас огромная очередь…», отвечаю, что нет у меня огромных очередей, и записываться ко мне не надо, всегда приму. Не могу же я сказать, например, пожилому человеку, что он пришёл не вовремя, пусть приходит завтра? Конечно, всех выслушаю, разъясню, помогу.

— Какой главный вывод Вы сделали, имея такой практический опыт?

– Правовая безграмотность наших граждан поражает, её необходимо срочно ликвидировать хотя бы частично. От жителей специальных юридических знаний не требуется, но свое положение в обществе, на предприятии, в жилом доме с точки зрения законодательства должен знать каждый. Люди часто начинают вникать в законы, когда их права уже нарушены. А если подумать, многих  неприятных ситуаций можно избежать, если человек будет четко представлять свои права и умело их отстаивать. Согласитесь, что предотвратить неприятность  проще, чем потом расхлёбывать последствия. Пожилые люди привыкли, что когда-то всё решали за них, но сейчас – совсем другие времена.

– А в чем обычно выражается правовая безграмотность?

– Проявляется очень по-разному.  Приходит, например, посетитель – у него протекает кровля или прорвало трубу в подвале. А он обращался в Управляющую компанию? Нет. В управление ЖКХ администрации городского округа? Нет. К заместителю Главы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства? Нет. Так надо обратиться к ним, сходить на прием. А в ответ слышу — я же к вам пришел… Человек не понимает, что его права еще не нарушены, что пока возникли чисто технические проблемы, вопрос может решиться просто. Представитель же Уполномоченного по правам человека вмешивается только тогда, когда возможность устранить несправедливость силами соответствующих ведомств уже исчерпана.

Но случается и так, что граждане активно, настойчиво, но слишком вольно трактуют действующее законодательство. Приходит ко мне, скажем, пенсионер, и говорит, что социальная защита отказала ему в зубопротезировании, и он требует, чтобы ему провели зубопротезирование бесплатно, так как он имеет льготы. Звоню в управление социальной защиты и выясняю, он — федеральный льготник, получает все выплаты и зубопротезирование ему не положено. Пенсионер, однако, упорно доказывает, что все его знакомые получают льготу по зубопротезированию, значит и он должен.  Доказать ему ничего практически невозможно, та же ситуация и с оплатой коммунальных услуг, с выплатой пенсий.

– Часто имеете дело с «жилищными» вопросами?

– Не очень, но случается, когда людей выселяют «в никуда». Помню, одна женщина решила заняться бизнесом, а средств на его открытие не было. Она приватизировала квартиру, в которой кроме нее были прописаны мама и двое братьев (все трое недееспособные), и отдала жилье в залог частному инвестору (физическому лицу). Бизнес вскоре лопнул, а новый собственник квартиры по суду выписал из неё всех жильцов, так что они остались фактически на улице. Теперь разбираемся с этим делом, удалось пока восстановить прописку матери и двух братьев, а самой неудавшейся бизнесменке продлили только срок пребывания в квартире. В декабре у заявительницы родился ребенок- инвалид. Теперь обдумываем, что делать дальше.

— По-вашему, в чём состоит основная задача представителя Уполномоченного по правам человека?

— Считаю, главное – это добиться результата, восстановить нарушенные права человека, а если он не был прав в своих претензиях – доказать ему это. В любом случае разъясняю посетителю, где он может получить достоверную информацию по своей проблеме, куда обратиться за юридической помощью.  Всегда стараюсь помочь людям, и, в основном, у меня это получается. Налажено взаимодействие со всеми: администрацией округа, судами, с прокуратурой и полицией, с больницами и соцзащитой, с центром занятости и следственными органами, с опекой и службой приставов.

Я должна владеть соответствующей информацией, доводить ее до сведения руководства и общественности. Основная форма моей работы — личный прием, рассмотрение устных обращений о нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан, жалоб на решения органов местного самоуправления, организаций и предприятий, должностных лиц, нарушающих права и свободы, а также правовое просвещение граждан, для чего проводим круглые столы, встречи и беседы с населением, в школах, библиотеках, социальных учреждениях. Работаем со всеми: от детей до людей пожилых. Сотрудничаем с городскими средствами массовой информации, которые активно занимаются правовым просвещением граждан, помогают в моей работе.



—  Можете нарисовать портрет типичного заявителя и его проблем?

— Я его уже обозначила — это социально обездоленные — неимущие, старики, многодетные мамы, мигранты, пенсионеры, инвалиды. Вопросы — самые насущные — социальные (пенсии, пособия, льготы), жилищно-коммунальные. Некоторые люди просто приходят выговориться, так сказать, выпустить пар, ведь редко у кого жизнь сегодня легка.

Спектр деятельности представителя очень широкий, приходится состоять в различных комиссиях: по делам несовершеннолетних и защите их прав, антинаркотической, межведомственной по профилактике преступлений и иных правонарушений, административной, жилищной.

Следует отметить, что, работа представителя в округе не сводится к приему и помощи гражданам, я стараюсь активно участвовать в общественной жизни муниципалитета. Систематически проводятся встречи в школах, на предприятиях, в учреждениях культуры. Сотрудничаем с библиотеками, Советом ветеранов, с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Московской области, с Роспотребнадзором, с адвокатами Воскресенского филиала Московской областной коллегии адвокатов. С ними мы проводим много мероприятий: регулярный прием населения, выезжаем в социальные учреждения и на предприятия; с уполномоченным по защите прав предпринимателей проводим беседы и круглые столы с учащимися по финансовой грамотности. Я также вхожу в состав попечительского совета ГБУСО МО «Воскресенский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

— Приходилось кому-нибудь отказывать? Наверняка, не все обращения рассматриваете?

— Абсолютно все обращения принимаю. Но, если соседи между собой поспорили, жена с мужем чего-то не поделили — это не ко мне, я же не судья. Однако, приходят и с этим. Говорит посетитель: вот сосед незаконно занял мой кусок земли на даче, мои права нарушены? Нарушены. Но я  могу только проконсультировать по этому вопросу. Исковое заявление должны составлять адвокаты, их у нас — целая армия, для разрешения подобных конфликтов и существуют суды.

 – Как с Уполномоченным по правам человека и с Вами, его представителем, можно связаться?

— Сейчас в условиях действия режима повышенной готовности прием представителя временно приостановлен. Заявителям рекомендовано обращаться к Уполномоченному по правам человека в Московской области в письменной и электронной форме: Семёнова Екатерина Юрьевна, +7 495 650 20 38, +7 498 602 32 20, upchmo@mosreg.ru (127006, Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 1).

По окончании напряженной эпидобстановки приемы муниципальных представителей регионального уполномоченного, конечно же, возобновятся. И тогда вы можете обратиться ко мне в обычном порядке. Мои приемные дни и часы: понедельник с 14.00 до 17.30; среда — с 9.00 до 13.00. Место приема: Воскресенск, площадь Ленина, дом 3, каб. 16, тел.  – 8(496) 442-34-81.

— Последний вопрос – чем увлекаетесь в свободное время?

— Повседневное напряжение требует физической разрядки, поэтому в отпуске обычно катаюсь на горных лыжах. А дома вышиваю бисером и с удовольствием дарю свои изделия друзьям и родственникам.

 Беседовала Елена Хмырова


#куйбышевец #воскресенск #новости #крупнымпланом #интервью #новости

Поделиться:

Комментарии закрыты.