Собрать звуки воедино — Воскресенская газета Куйбышевец

Собрать звуки воедино

Сегодня гость нашей рубрики Елена Григорьевна Смирнова – директор, художественный руководитель воскресенского камерного хора «Хорал». Напомним читателю, что камерный хор — вокальный коллектив небольшого состава, а исполнение им музыкальных произведений отличает «особая тонкость, детализация исполнения, динамическая и ритмическая гибкость». В Подмосковье очень мало таких профессиональных коллективов. Самодеятельные – есть. А подобных «Хоралу», профессиональных — немного.


 — Елена Григорьевна, что представляет из себя Ваш хор сегодня?

— Мы – профессиональный хор. Может, мы выбрали в жизни не ту нишу, ведь высокое искусство сегодня не востребовано, но мы любим то, чем занимаемся. Творческие проекты, которые мы можем реализовать, программы, которые можем создать, соответствуют уровню профессионального академического хора. Сейчас у нас — восемь артистов. В репертуаре хора — произведения различных стилей, жанров, эпох и направлений.

 — С чего начался Ваш путь в музыку?

— Я с отличием окончила дирижерско-хоровое отделение Первого областного музыкального училища (Коломна), а затем Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.

А начиналось все с музыкальной школы по классу фортепиано. В советские годы в Воскресенске она размещалась в вытрезвителе — в том же здании, где был единственный тогда в Воскресенске кинотеатр, вход со двора. На первом этаже — вытрезвитель, а на втором – музыкальная школа. Мой педагог – Лина Лебедева дала мне направление в искусстве. Кстати, в музыкальной школе есть курс хорового пения, но тогда я не чувствовала к нему сильной тяги. А в выпускном классе мои педагоги выявили у меня способности к музыке. Я и сама чувствовала определенный скачок в своем развитии – начала слушать классику, играла Баха, Паганини… Педагоги советовали продолжать музыкальное образование.

На четвертом курсе училища начала работать в музыкальной школе. Сначала на Цемгиганте, потом – на Лопатинском руднике.

При поступлении в Гнесинское помог уже и первый профессиональный опыт. Училась в Гнесинке и работала в музыкальной школе. В хоре, составленном из педагогов школы, мы начали петь духовную музыку. Лет пять мы пели в храме, а затем решили создать муниципальный хор. Тогдашний руководитель муниципалитета Анатолий Рябов нас поддержал – так появилось муниципальное учреждение культуры «Камерный хор «Хорал».

Кстати, в декабре этого года хору исполнится 25 лет.

Сначала нас было 17 человек, потом состав расширился до 24. Для некоторых выступлений, записей дисков мы усиливали хор до 40 человек. Приглашенных артистов, недостающие ставки хора, репетиции оплачивало Воскресенское благочиние. Затем начались трудности с бюджетом, и состав хора постепенно сократился до сегодняшних восьми человек.

Конечно, красота хорового вокала, насыщенность и мощь звучания зависят от численности хора. Но, несмотря на малочисленность «Хорала», наше творчество приносит радость людям. Приятны аплодисменты зрителей, награды на конкурсах, но не менее приятны и слова искреннего восхищения, которые мы слышим от наших благодарных слушателей.

— Расскажите, что входит в заботы и работу хорового дирижера?

— На репетициях я слушаю звучание каждого голоса, при необходимости поправляю. Каждый учит свою партию, а я как дирижер должна собрать воедино звучание всех голосов.

Дирижер должен хорошо владеть фортепиано, сольфеджио,  должен иметь безукоризненный слух. Это качество, как и любое другое, развивается, но, конечно, велико значение природных данных. Певческие способности тоже нужны, владение вокалом.

Дирижер – руководитель, а значит и психологические навыки не менее важны. Многое приходит с опытом.

Для дирижера важно и знание музыкальной литературы: когда, кем, в какой временной период и при каких обстоятельствах было создано то или иное произведение, для какого состава хора, для исполнения в каких залах, на каких сценических площадках.



— В чем специфика Вашей работы? С какими сложностями приходится сталкиваться?

— Гармония звучания хора, его насыщенная красота – это результат совместного творческого труда всего коллектива. Специфика музыкального и вокального творчества в том, что им можно насладиться, его можно оценить только во время исполнения или воспроизведения. Результат творчества архитектора, художника, скульптора – здание, картину, скульптуру – можно показать на фотоснимке. Даже элемент танца, как результат работы хореографа, можно эффектно сфотографировать. Музыку же или вокал оценить можно, только прослушивая произведение. Но хор спел, люди услышали, насладились, и… результат многомесячной работы коллектива ушел в прошлое.

Для каждого отдельного концерта дирижер подбирает соответствующий репертуар, руководствуясь не только темой мероприятия, но и учитывая публику, ее потребности, а также характеристиками сценической площадки – на улице или в зале, а если в зале – то в каком… Здесь важно все: характеристики зала и аппаратуры, возможности звукорежиссуры.

 — Есть ли у Вас мечты? К чему Вы стремитесь?

— Я давно мечтаю создать у нас хоровой театр. Это даст возможность делать более интересные программы, в том числе сцены из опер и оперетт, мюзиклы. В год мы создаем восемь новых программ высокого уровня.

Период расцвета хора продолжался до 2010 года. Исполняли «Реквием» Моцарта с сопровождением струнного квартета Российского национального оркестра, хоры из опер, западноевропейскую классику, Божественные литургии, Всенощное бдение… И сейчас пытаемся, но голосов не хватает.

Сегодня мы являемся самым малочисленным учреждением культуры, и в этих условиях управление культуры городского округа Воскресенск нас всячески поддерживает.

Как «Сувенир» — бренд Воскресенска в хореографии, так «Хорал» по качеству своего репертуара может быть брендом города в направлении хорового искусства, специфика которого позволяет иметь большое количество поклонников.

Для исполнения произведений музыкального искусства необходима соответствующая подготовка, образование, самообучение. Не так много и не так часто воскресенцы ездят в Москву на концерты. А мы представляем высокое искусство практически в шаговой доступности.

— Вы сказали, что у вас нет помещения, сокращено штатное расписание. Где вы репетируете, как выживает хор?

— В детской школе искусств «Лира» хранятся наши костюмы и аппаратура, там же мы и репетируем, иногда в ДК «Химик» – там прекрасные хоровые классы.

В Воскресенске нет музыкального училища, поэтому к нам приезжают артисты из соседних городов, в том числе из Москвы. Сейчас у нас в хоре работает Заслуженный артист республики Ингушетия Александр Торадзе. Он даёт сольные концерты, в которых исполняет известные арии русских и зарубежных композиторов, русские и украинские народные песни, военные песни и популярные произведения советских композиторов.  Его жена Людмила Торадзе — сопрано, лауреат российских и международных конкурсов тоже работает в нашем хоре. У них большой опыт работы в лучших театрах Москвы и Санкт-Петербурга и известных хоровых коллективах. Это наша городость!

Мы участвуем во всех областных мероприятиях и хоровых конкурсах. Совместно с хором областной филармонии исполняли «Литургию» Чайковского в Доме музыки на Павелецкой. Планируем создать совместные программы с оркестром областной филармонии «Гусляры России».

 — Что движет вами?

— Мы объединены одной идеей, одной целью – нести культуру жителям нашего родного города. У людей, разные предпочтения, поэтому мы стараемся, чтобы в наших программах каждый нашел что-то по своему вкусу.

Беседовал В.Николаев


История создания

«Хорал» был создан в 1995 году как самодеятельный коллектив в целях приобщения людей к искусству хорового пения и ознакомления слушателей с хоровыми произведениями классиков. В состав хора вошли люди разных профессий, которых объединила любовь к музыке и пению. В свободное от работы время его участники изучали хоровую музыку, репетировали для того, чтобы приобрести и развить мастерство и доставить удовольствие слушателям.

Выступления «Хорала» проходили на известных площадках столицы: в Рахманиновском зале Московской консерватории, в концертном зале им. Чайковского, в зале церковных сборов храма Христа Спасителя. Хор выступал и в концертных залах Санкт-Петербурга: в капелле им. Глинки, в соборе святых Петра и Павла в Петропавловской крепости, Владимирском и Казанском Соборах, в филармонии.

В 2001 году зрители с восторгом встретили совместное выступление «Хорала» и ансамбля солистов Российского национального оркестра под управлением М.Плетнева. В концерте был исполнен знаменитый реквием В. Моцарта, а также прозвучали произведения Д. Бортнянского, С. Рахманинова, Г. Свиридова.

В 2007 году к 70-летию Воскресенска муниципальный хор «Хорал» выпустил диск «Русь Святая, храни веру православную» с программой духовной музыки.

В этом же году камерный хор «Хорал» становится обладателем Гран-при на хоровом фестивале-конкурсе «А.В. Свешников и современность» в Коломне.

Руководитель хора Елена Смирнова была признана победителем в номинации «Лучший дирижёр» и стала лауреатом III степени Московского областного фестиваля-конкурса академического хорового пения им. В.И.Закутского.

В 2019 году Елена Смирнова была награждена Благодарностью министра культуры РФ за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу.


#куйбышевец #воскресенск #новости #крупнымпланом #интервью

Поделиться:

Комментарии закрыты.