Выразить душу народа песней — Воскресенская газета Куйбышевец

Выразить душу народа песней

Современные люди не поют за работой песен, не плачут, не причитают на свадьбах и не связывают свою жизнь с календарем и сезоном, — все это осталось в далеком прошлом. Но русской песни из сердца не выкинешь. И как бы стремительно не бежали года, народная песня продолжает быть нашим верным спутником и другом. Двадцать лет назад, в 1999 году, во Дворце культуры «Химик» им. Н.И.Докторова впервые зазвучали русские народные песни в исполнении детей — участников фольклорного ансамбля «Жемчужинка». Сегодня без этого коллектива не обходится, по сути, ни один праздник на центральных площадях, ни одно торжественное мероприятие, приуроченное к годовому кругу самых важных праздников. О народных традициях, обучении маленьких вокалистов, их достижениях и секретах педагогического мастерства рассказывает Елена Николаевна Валенкова, руководитель Образцового коллектива фольклорного ансамбля «Жемчужинка».



— Елена Николаевна, с чего в Вашей жизни началась музыка?

— Наверно, с самого рождения. Моя мама — заслуженный работник культуры Московской области, руководитель Народного коллектива — хора русской песни «Русь» ДК «Химик» им Н.И. Докторова Татьяна Васильевна Канкасова. Сколько себя помню, столько помню и Дворец культуры: бесконечные репетиции, концерты, занятия, мамин коллектив и, конечно же, музыка. С малых лет знала весь репертуар хора наизусть, жизнь и работу вокального коллектива видела «с изнанки». Поэтому, начав работать руководителем коллектива, особых сложностей не испытывала — просто продолжила жить в уютном и родном мне мире. А с мамой мы до сих пор вместе, работаем в тандеме. Только возраст воспитанников у нас разный: она руководит взрослыми вокалистами, а под моим крылом — дети.

— И никогда не возникало желания поменять профессию?

— Расстаться с музыкой – никогда. Правда изначально планировала поступать на фортепианное отделение. Но в последний год обучения в музыкальной школе поняла, что фортепиано – это не мое, по душе было больше пение, поэтому поступила на отделение руководителей народного хора Государственного музыкального училища имени Гнесиных, которое с успехом и окончила.

— Получается, в Вашей семье наблюдается преемственность поколений?

— Мой дедушка по маминой линии и его сестры обладали очень красивыми голосами. Они не были педагогами, но их песни украшали все семейные праздники. Мама всегда испытывала восторг, слушая семейный ансамбль. Возможно, эти моменты и сыграли роль в выборе ее будущей профессии.

— Расскажите, пожалуйста, как образовался фольклорный ансамбль «Жемчужинка»?

— «Жемчужинка» появилась, опять же, благодаря маме. Коллективу «Русь» пришло время защищать звание «Народный», а одним из обязательных условий являлось наличие коллектива-спутника. Тогда было принято решение о создании детского фольклорного ансамбля «Родничок», который позже был переименован в «Жемчужинку». Но «Родничок» вновь появился немного в другом формате: в нем занимаются детишки-дошкольники с двух лет, а «Жемчужинка» — для школьников.



— Вы — художественный руководитель ансамбля. Как вы определяете приоритеты репертуара, над которым работает ансамбль?

— Песня никогда не исполнялась просто так, она всегда имела свое место, время и назначение.  Если это колядка, значит ее пели только в зимнее время. При этом были колядки, которые исполнялись только на Рождество, а были новогодние. Причет невесты, например, исполнялся во время расплетания косы девушке или когда она прощалась с родным домом. В фольклоре каждое слово имеет свое символическое значение, в котором заключен глубинный смысл. Поэтому к выбору детского репертуара надо подходить очень тщательно и аккуратно. Важно, чтобы песня соответствовала возрасту исполнителей, их вокальным возможностям и психологическим особенностям развития. Аутентикой (точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным («историческим») представлениям – прим.ред.) наш коллектив не занимается. Она требует более глубокого изучения народной песни, необходимы поездки в экспедиции, общения с носителями этой песни. К сожалению, в Московской области встретить исполнителей истинной народной песни почти невозможно. Но в подобных экспедициях участвуют члены фольклорного Союза и Дома народного творчества. Сборниками песен, выпущенными ими по результатам поездок, я и пользуюсь при выборе репертуара.

— А как заинтересовать самых юных участников коллектива? Какие основные методы Вы используете на занятии с ними?

— Основной метод один – игра. Все секреты воспитания и педагогических новаций пришли из народа, из фольклора. Любое воспитание, в том числе и трудовое, шло ненавязчиво, играючи. Папы мастерили из дерева игрушки для своих чад, мамы с дочками лепили пирожки. И я своих воспитанников тоже через игру обучаю, никакого принуждения к какому-либо действию. Бывает, ребенок, в силу своего возраста, на занятии не поет, не разговаривает, занимается своим делом – исследует кабинет. Только начинается игра – он тут как тут. Система работает! И даже когда начинается вокальная часть занятия, ребенок сам может не петь, а ухо-то слышит!

— Неужто сегодня народная музыка популярна среди молодежи, что они задерживаются в коллективе? Или все-таки родители заставляют?

— Не буду лукавить, изначально, да и в дальнейшем, очень многое зависит от родителей. Когда ребенок маленький, его заинтересовать и задержать в коллективе гораздо проще. Чего не скажешь о подростках, сложностей в работе с ними возникает много. Во-первых, возрастают требования педагога к ребенку: для его участия в концертах, конкурсах, фестивалях необходима усердная работа уже не только над вокалом, но и над хореографией и актерским мастерством. Не все дети готовы выдерживать такой темп. Второй момент, когда ребенок может уйти из коллектива – перед первым классом. И бедой не только педагогов, но и родителей, является переходный возраст детей, когда усиливается влияние сверстников. В этот период крайне важна поддержка со стороны родителей. Ведь, по сути, секрет успешного и дальнейшего обучения ребенка в коллективе заключается в союзе педагога, ученика и его родителя. Нам, педагогам, важно осознавать, что каким бы мы авторитетом мы не пользовались у своих учеников, но первым и главным авторитетом для ребенка всегда будет являться родитель. Поэтому только сотрудничая, можно добиться результата.

— Елена Николаевна, в чем особенность фольклорных ансамблей?

— Для начала стоит разобраться, что такое фольклор. Это не только пение. Фольклор объединяет все: и песню, и театрализацию, и движение, и образ. Особенность большинства подобных коллективов заключается в том, что обучение состоит не только в пении: тут важно и танцам научить, и костюм суметь подобрать под стать исполняемой песни, и на простейших музыкальных инструментах играть, таких как трещотки, ложки, окарины. В народе всегда пели, танцевали и играли на народных инструментах одновременно. И мы стараемся эти традиции сохранить.

— Значит, как бы высокопарно это ни звучало, фольклор — память предков? И ребенок, посещая занятия, не только учится петь, но и изучает историю?

— Не высокопарно. Фольклор изначально переводится как «народные знания, народная мудрость». Либо ты обращаешься к этому, либо нет. Обратите внимание, мы все время говорим «это бабушкино», «это дедушкино», это — про связь поколений. В колядках мы обращаемся к солнцу, потому что без него и жизни нет. Поэтому фольклор – это народное духовное творчество, которое нельзя потрогать, но нужно беречь.

— Сегодня фольклорная песня в современных аранжировках все же находит место в молодежной душе. Как вы относитесь к стилизации фольклора?

— Ничего против не имею. Такие проекты, как «Иван Купала», «Сказки», «Звента Свентана» очень грамотно и со вкусом подходят к стилизации фольклорной песни, зарождают интерес к данному жанру. При этом надо учитывать, что эти коллективы исполняют исконно русские песни, не искажая их, а привнося «изюминку» и сохраняя их фактуру. Но мы в этом направлении не работаем. Я считаю, что детей надо приучать, прежде всего, к живому пению.

— Как часто «жемчужинки» ездят представлять Воскресенск в другие регионы и страны? Как зрители принимают коллектив?

— Традиционно раз в год – дальние поездки на различные фестивали и конкурсы. Коллектив уже побывал в Грузии, Абхазии, Калининграде, Казани, Владимире, Суздале — и ни разу не возвращался в родной город без наград. А зрители везде и всегда принимают ребят очень тепло и душевно, за что им отдельная благодарность.

— Кто может попасть в ваш коллектив?

— Беру абсолютно всех. Ребенок не сможет петь только при условии физических нарушений слуха и голоса. В остальных случаях, научу! Не обещаю, что он станет солистом и великим вокалистом, но петь ребенок будет в любом случае! И это доказывает практика: за 20 лет существования «Жемчужинки» ни одного непоющего ребенка в коллективе не было.

— Каково, на Ваш взгляд, будущее фольклора?

— Пусть всё вокруг меняется, но без творчества человек существовать не может, а значит, будет развиваться и фольклор, возможно, и в непривычных, новых для нас формах. И пока существуют фольклорные коллективы, которых на сегодняшний день по Московской области немало, эта культура будет жить.

— Елена Николаевна, поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами ансамбля.

— Сплошная работа, репетиции, выступления. Сейчас мы активно готовимся к Рождеству. Мои маленькие «жемчужинки» очень стараются, чтобы зрителю передалась атмосфера одного из самых долгожданных праздников, а песни в исполнении детей запомнились и полюбились.

Беседовала Оксана Иванова

На главном фото — героиня интервью с мамой Татьяной Васильевной Канкасовой


#воскресенск #новости #куйбышевец #интервью #крупнымпланом

Поделиться:

Комментарии закрыты.