Кирилл Касумов: «Запретных тем в стендапе нет» — Воскресенская газета Куйбышевец

Кирилл Касумов: «Запретных тем в стендапе нет»

Юмористическому направлению стендап-комедии уже около 50 лет, но в России оно появилось относительно недавно.  «Стою на сцене с микрофоном и веселю народ» — это вкратце о тех, кто дарит публике свои истории, наполненные шутками. «Стать хорошим стендапером может каждый, если выдержит школу: научишься шутить в гробовой тишине перед полным залом, воспринимать критику и переписывать монологи по сотни раз – тогда дойдешь до конца», — так считает Кирилл Касумов, начинающий стендапер, бывший КВН-щик, участник проекта «Standup» на ТНТ, гость нашей рубрики.



— Кирилл, бытует мнение, что большинство стендап-комиков вышли из КВН. И участников клуба веселых и находчивых действительно можно наблюдать в стендап-передачах на ТНТ. Как начался Ваш путь к «открытому микрофону»?

— Тоже с КВН. Прошел довольно длинный путь в составе городской команды под руководством Сергея Чумаченко, мы тогда до полуфинала дошли в региональной подмосковной лиге и выбили себе путевку на Сочинский фестиваль, выше которого только телеформат. Но наши «однообразные» выступления не понравились редакторам, надо было что-то срочно менять. Тогда родилась команда «Отель-гранд Воскресенск» с новыми участниками, идеями, концепцией и потрясающими костюмами. Но на первой же серьезной игре в лиге «Арсенал» в Туле я впервые в жизни забыл слова. Выступление было с треском провалено, я тогда понял, что это звонок – с КВН пора завязывать.

— А для Вас в чем заключается разница между КВН и стендапом?

— В КВН каждая написанная тобой шутка проходит через редактора. Только он на свое «субъективное мнение» решает пускать ее в номер или нет. «Открытый микрофон» -одно из направлений стендапа — в этом плане максимально честный жанр: зритель смеется, если смешно, и, соответственно, наоборот. Это очень удобно, т.к. глядя на его реакцию, я фильтрую шутки: выбрасываю из текста неудачные и оставляю для дальнейшего использования те, которые «зашли». Именно таким образом стендаперы копят удачный материал.

— Как появляются Ваши шутки?

— В стендапе все шутки строятся через отношения. Авторы берут какую-то ситуацию и выражают в монологе свое отношение к ней: возможно, она тебя тревожит, бесит, смешит, вызывает чувство презрения – она тебе небезразлична, и данной ситуацией хочется поделиться со зрителем. Получается, почти все штуки стендаперов основываются на жизненном опыте. Если мой зритель смеется и разделяет со мной точку зрения – я получаю кайф.

— Вы помните свое первое выступление на «Открытом микрофоне»?

— Было страшно, и опыта за плечами не было совсем. Аудитория первого «Открытого микрофона» — взрослые солидные люди, которые на полном серьезе обсуждают шутки выступающих. Да и площадку для дебюта я выбрал не самую легкую – караоке-бар «Алиби» в Москве, один из первых легендарных «Открытых микрофонов» в стране. Перед выходом на сцену ведущий поинтересовался о моем опыте выступлений, а когда узнал, что я впервые выхожу к такой публике, «подбодрил»: «Ох, парень, ты провалишься». Выступал я тогда в гробовой тишине.



— Кирилл, а как удалось попасть на ТНТ?

— ТНТ постоянно проводит стендап-фестиваль, на который съезжаются комики со всей России и зарубежья. По факту – это кастинг в телепроект: в жюри – креативные продюсеры, и у тебя есть ровно три минуты, чтобы понравится им. Мне было очень любопытно посмотреть на кухню телестендапа изнутри, поэтому настойчиво три года шел к этой цели. Только в этом году мне удалось обратить на себя внимание жюри и попасть в телепроект. К слову, из 700 участников кастинга выбрали 78. Но снова столкнулся с тем, от чего так старался уйти в КВН – редактурой. В течение недели участники должны были, основываясь на мнении редакторов и креативных продюсеров, отточить свой монолог и выступить перед Вячеславом Дусмухаметовым – креативным продюсером ТНТ, который ставит финальную точку в редактировании текста. До съемок доходит, как правило, далеко не то, что было изначально написано тобой.

— Удалось покорить жюри?

— Руслан Белый меня раскритиковал, сказал, что я не выдержу ни одной конкуренции. В команду я тогда не попал. Но при этом, спустя три месяца мы снова столкнулись на одной сцене во время стендап-фестиваля в Питере. По иронии судьбы, его организатором снова выступил телеканал ТНТ. Я вошел в семерку тех, кого отобрали для телеэфира. «Знакомьтесь, новое лицо нашего проекта – Кирилл Касумов», — тогда представил меня зрителям Руслан. Он и не вспомнил как «запорол» мое выступление, а я не обижаюсь, понимаю, это шоу.

— Как Вы сами оцениваете свой уровень мастерства стендап-комика на сегодняшний день?

— В прошлом году в Москве прошел фестиваль комедии «Punchline», хедлайнером которого стал американский стендап-комик Годфри. И он тогда сказал замечательную фразу: «Сколько лет ты занимаешься комедией, столько, считай, тебе и лет в этом жанре. Я 20 лет увлекаюсь стендапом, а это возраст уже человека разумного. Если вы в жанре всего пять лет, то много ли может ребенок в этом возрасте?» Поэтому, даже несмотря на то, что за моей спиной уже 419 выступлений, я двухлетний ребенок, еще даже толком говорить не умею. Я в самом начале своего творческого пути.

— Что для Вас стендап — искусство или просто способ хорошо провести время?

— Это образ жизни. Я стремлюсь, чтоб он стал основным видом моей деятельности. Ежедневно после работы бегу на электричку и еду в Москву, чтобы принять участие в «Открытом микрофоне». Приезжаю домой на последней электричке, а с утра снова в бой. Пока финансовый вопрос не дает возможности посвятить себя только стендапу, но я работаю над этим.

— Можно ли хорошо на стендапе заработать? Например, на корпоративах или на праздниках?

— Многие комики так и живут – зарабатывают на жизнь только благодаря юмору. И, мне кажется, это прекрасно, когда любимое дело еще и доход приносит, я тоже стремлюсь к этому. Заработать в стендапе можно разными способами, и не только выступлениями на корпоративах. Например, есть такой формат как Money Miс – битва комиков за денежный приз, где выступающие соревнуются чувством юмора, а победителя выбирают гости. У меня также был опыт подобного участия, даже получилось выиграть.

— А кто Вы по профессии?

— Я окончил геофак по специальности «судебная экспертиза», но уже на втором курсе знал, что заниматься этим не буду. Сегодня работаю специалистом по работе с молодежью МУ «МЦ Олимпиец», занимаюсь с ребятами КВН-направлением.

— Как Вы считаете, насколько популярной стендап-комедия станет в России в ближайшее время?

— Уверяю, через пару лет стендап-комедии вытеснят из баров кавер-группы, так как это и для зрителя отличное времяпрепровождение, и не требует особых затрат для организаторов. В отличие от музыкантов, стендап-комики не прячутся за мейкапом и спецэффектами, не готовят сложные номера с подтанцовкой. Им нужен только 1 квадратный метр и микрофон. Вопрос только в кадрах.

— Наверно, в России уже существуют специализированные школы?

— Конечно, существуют! Огромное количество курсов на выбор – дорогих и совершенно бестолковых. Они учат «клиповому мышлению», навязывают мнение, не давая личности развиваться. Выпускников подобных школ видно издалека, их всех объединяют «штамповые» шутки, как под копирку. Очень много пиши и очень много выступай – лучший рецепт лучшей школы стендапа.

— Стендап-комики в своих шутках часто ходят по грани. Как Вы думаете, есть вещи, над которыми не стоит шутить?

— Запретных тем, я считаю, в стендапе нет. Можно шутить над чем угодно, вопрос в другом – как ты это делаешь. Адекватный комик всегда очень тактично подходит к объекту высмеивания, даже если событие касается какого-то трагического момента. Каждый комик пишет на те темы, что интересны ему. А я безобидный стендапер, людям негодовать по поводу моих шуток и на меня обижаться совершенно не за что.

— Кто выступает в роли критика для Ваших монологов? Наверно, родные и близкие?

— Мой главный критик – зритель. Одно время я свои шутки «тестировал» на друге перед выступлением. И его мнение всегда расходилось с мнением зрителя – одному не нравилось, а другим шутки «заходили». И действительно, для стендапа нужна определенная атмосфера: нельзя одинаково отреагировать на монолог комика, когда он будет рассказывать его на кухне за чашкой чая или в большом зале в свете софита.

— Как Вы считаете, почему в стендапе так мало девушек?

— Как показывает практика, женского пола в стендап-комедии действительно меньше, чем мужского. И на ТНТ даже специально проект для них запустили – «Женский Stand-up». 90 % выступлений комиков, как правило, проходят в тишине, — зритель довольно строг и беспристрастен. И я почти уверен, что большинство девушек боятся как раз этого момента: морально тяжело принимать, что твое выступление оказалось «провальным».

— Как комику найти «своего» зрителя?

— «Свой» зритель найдет комика сам. В интернете есть хэштег #ходитенакомика. Очень советую воспользоваться этим советом, если до сегодняшнего дня вы смотрели только телевизионную версию стендапа. В зале контакт выступающего со зрителем бешеный, химия отношений и атмосферы не передается через телевизор. Хотя бы раз в жизни сходите на «живой» стендап. Уверен, вы посмотрите на этот жанр совершенно другими глазами.

 Беседовала Оксана Иванова


#воскресенск #интервью #куйбышевец #квн #standup #юмор

Поделиться:

Комментарии закрыты.