Екатерина Сидорова: «Вдохновение приходит с работой» — Воскресенская газета Куйбышевец

Екатерина Сидорова: «Вдохновение приходит с работой»

Вы знали, что глаз обычного человека может различить около 150 цветов и оттенков, а глаз профессионала — до 10-15 тысяч! Может, художники и не знают о такой своей необычной способности, но это не так уж и важно. Ведь главное — это то, что они создают своими руками. А когда выходит, что художник становится учителем, то одного умения рисовать мало. Нужно уметь увлекать, говорить и помогать. Но как бы сложно это ни было, Екатерина Сидорова прекрасно справляется со своей задачей, работая в центре «Фантазия» уже 7 лет.



— Екатерина Александровна, почему именно педагог дополнительного образования?

С самого раннего возраста я твердо знала, что в будущем хочу преподавать и рисовать. Мое детство шло с изобразительным искусством параллельно, уже и не вспомню себя без карандашей и красок. При этом всегда «играла в школу» с подружками, учила их тому, что уже умела сама. Поэтому по-другому быть не могло. Но педагогом дополнительного образования стала не сразу, начала свой творческий путь с учителя рисования. Однако нет в этой профессии свободы. Есть школьная программа, которой ты должен следовать без отклонений. В дополнительном образовании можно создавать свою программу, менять ее, добавлять новые художественные техники, устраивать тематические уроки, — «подстраиваться» под желания и возможности ребенка.

— Как Вы считаете, рисование в качестве программы дополнительного образования популярно на данный момент или родители считают, что уроков рисования в школе достаточно для ребенка?

— Сегодня от детей требуется не просто хорошо разбираться в математике или том же искусстве, а быть личностями многогранными и всесторонне развитыми. Родители это тоже прекрасно понимают. Все направления сейчас пользуются большой популярностью, неважно, декоративно-прикладное творчество это, физика или что-то еще. Количество желающих обучаться у меня лучше всего доказывает, что рисование – популярно.

— Можно ли научиться рисовать, используя только видеоуроки и другие материалы, без помощи педагога?

Конечно, можно открыть видео, посмотреть, как рисовать глаза, нарисовать их огромное множество. Но «думать как художник» научиться по видеоурокам так просто нельзя. Чтобы прийти к моменту создания собственной картины, не «срисовки», нужна помощь. Иметь наставника, с которым можно посоветоваться, необходимо.

Какие у Вас взаимоотношения с Вашими подопечными?

Я с ними дружу. Мне всегда очень хорошо, когда дети прибегают на занятия: они сразу обнимаются, несут в себе такой позитив, что трудно ответить им иначе. Мне хочется их хвалить, поддерживать, даже если работа оказалась не очень удачной. Сложно сказать, что я строгий педагог. Наоборот. Все-таки мы не школа, и дети нас сами выбирают, поэтому чем спокойнее и дружественнее атмосфера, тем более теплое отношение детей ко мне и к самим занятиям.

— Как Вы считаете, не имея таланта, наклонностей к рисованию, можно стать профессионалом в этом деле?

— Я думаю, что да. Есть один современный художник – Сергей Андрияка. На одном из видео с мастер-классом он сказал: «Даже ежика можно научить рисовать, а вас — нет?». Мне очень понравилась эта фраза, я с ней абсолютно согласна. И каждый раз, когда кто-то из ребят на занятии говорит: «Я ничего не умею, у меня не получится!», мне хочется им ответить этой фразой про ежика. Только практика – вот что поможет лучше всего. Успех ребенка — это 99% усердия и 1% таланта.



Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно осваивать изобразительное искусство?

Прежде всего – внимательность. Не только к занятиям, но и ко всему, что находится вокруг. Художники видят мир немножко глубже, чем не рисующие люди. Кто-то пройдет мимо лужи и ничего: лужа и есть лужа, грязно, мокро. А кто-то не сможет от нее оторвать взгляд, так красиво в ней отражаются синева неба и кудри облаков, лежат золотые листья. Внимательность к деталям, своим и чужим эмоциям, ко всему миру вокруг в целом – важное умение.

О чем Вы мечтаете?

— Организовать личную выставку. С этим есть небольшие сложности, поскольку мои работы, как правило, маленького формата. Обычно я рисую в специальных блокнотах – скетчбуках. Был опыт участия в составе выставок, но мечтаю об авторской. А еще я хотела бы отправиться в путешествие по Скандинавии, где потрясающей красоты природа, прохлада, горы, воды, викинги. Это вдохновило бы меня на новые работы.

— А что еще Вас вдохновляет?

Вдохновение – странная штука. Очень часто ребята на занятиях говорят, что не могут рисовать, ведь вдохновения-то нет! Но на самом деле суть в том, что оно должно приходить с работой. Главное – начать. Есть вещи, которые помогают вдохновение поймать. Например, я очень люблю северную столицу. Санкт-Петербург сильно на меня влияет, вдохновляет архитектурой, атмосферой в целом. Также меня вдохновляют художники-портретисты и книги об искусстве. На самом деле, его можно найти где угодно – даже в старых кроссовках.


Небесный тихоход. «Немцы называли их «ночными ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. А маршал Рокоссовский именовал их— легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав.»


Какие у Вас хобби, помимо рисования?

Кроме рисования – рисование и все, что с ним связано! Недавно был период увлечения росписью по стеклу. Рисовала на тарелках и чашках, каждый год расписываю елочные шары для благотворительных ярмарок. Помимо всего этого, я занимаюсь и компьютерной графикой: создаю векторные рисунки, логотипы и просто рисую в живописной манере. А еще я увлекаюсь видеомонтажом.

— Как часто Вы рисуете?

— Почти каждый день. В основном рисую в блокнотах, это очень мобильно. У меня на планшете, телефоне и компьютере стоят специальные приложения для рисования, так что я имею возможность творить где и когда угодно. К тому же, каждое занятие я рисую вместе с детьми, чтобы они вживую видели процесс.

— Какие художники и произведения искусства нравятся Вам самой?

Мы живем в век социальных сетей, так что я подписана на многих художников, за развитием которых можно следить в интернете. Очень удивляют художники-самоучки, как Леся Поплавская, которые, не имея специального образования, развили свои навыки и смогли «раскрутиться» как медийные художники. Очень люблю классических художников.

— Раз Вы упомянули об аккаунтах художников в социальных сетях, у Вас самой есть такой аккаунт? Как люди реагируют на Ваши работы?

— Да, конечно, у меня есть аккаунты в социальных сетях и некоторых галереях, ведь это замечательные площадки для самовыражения. В основном я пользуюсь «ВКонтакте» и выкладываю работы в «Instagram». Это очень помогает в плане моральной поддержки. Даже если в комментариях к моим работам люди оставляют просто сердечки или стикеры – это многое для меня значит.

— Как проходят уроки под Вашим руководством?

— К каждому возрасту свой подход. Дошкольникам нужна сказка, они хотят удивляться и больше внимания уделяют самому процессу рисования, нежели конечному результату. Поэтому на занятиях с ними я люблю использовать нетрадиционные техники, а помогают мне плюшевые помощники – Мишутка и Тигрёнок. Еще у меня есть полосатая блузка и капитанская фуражка, поэтому иногда наш кабинет превращается в корабль, и мы с ребятами путешествуем по разным местам: плаваем в страны Красок и Карандашей, посещаем города народных промыслов. Эти вещи помогают детям сосредоточиться на работе и не устать. С ребятами старше уже другая история. Они уделяют больше внимания результату работы. С ними мы стараемся вникнуть в суть изображения, в построение, разбираем ошибки.

— Расскажите про нестандартные техники поподробнее?

— Например, дудлинг — техника рисования ручкой маленьких по размеру рисунков. Я использую его в качестве арт-терапии. На них совершенно не видно ошибок и неровностей, это помогает детям преодолевать страх творчества. Другая техника – зентагл – чем-то схожа с дудлингом, но в ней рисуют не предметы, а абстрактные формы, круги, квадраты, спирали.  Еще можно рисовать с помощью соли. На сырой слой акварели насыпается крупная соль, и начинается волшебство. Соль собирает в себя краску, и на листе появляются необычные разводы. Все эти техники я применяю на своих занятиях.

— Правда ли, что художник – человек иного мира?

— Художник немного по-другому видит мир, умеет находить волшебство и красоту в простых вещах. Но ведь точно так же происходит и с остальными людьми. Художник видит мир не так, как журналист, а журналист – не так, как юрист. Все мы уникальны.

— Существует ли в Вашем увлечении проблема творческого кризиса?

— Мне кажется, что нет такого художника, который никогда бы не сталкивался с этой проблемой. Некоторые в таких случаях даже «берут отпуск». Мне справляться с такими моментами помогают книги об искусстве. В моей любимой («Ни дня без кисти») есть целая глава, посвященная моментам творческого кризиса. Когда на меня нападает такая неприятная штука, как творческий кризис, я открываю эту главу, читаю, воодушевляюсь, и нахожу силы справиться с ним.

— Как Вы относитесь к современному искусству?

— Я не особо слежу за современным искусством, которое выставляется в различных галереях. Стоит в пустой комнате на полу яблоко – и думай, что же это все значит. Да, мне нравится, что в произведения искусства стал добавляться особый смысл, философский подтекст, или через такие «яблоки» можно обратить внимание людей на определенную проблему. Но, с другой стороны, часто форма этого искусства вызывает множество вопросов. Все-таки я ближе к классике.

— Над какими проектами сейчас идет работа? Уже есть планы на будущее?

— В последнее время я активно участвую в проектах от Фонда защиты дикой природы. Недавно проходил фестиваль «Art for Planet», цель которого привлечь внимание к экологическим проблемам окружающей среды и исчезновению диких животных. Особенно много работ у меня именно на последнюю тему, например, серия новогодних открыток с исчезающими видами диких животных. И с ребятами я часто провожу занятия на эти темы. А из планов на будущее – собственный канал на YouTube, где я могла бы выкладывать процессы создания картин и мотивационные видео.

— У Вас попросту нет неспособных учеников: кругом одни таланты. Что это? Везение, Ваши уроки?

— Когда я пришла работать в «Фантазию» первый год, то была приятно удивлена, какие у меня талантливые дети и как же мне повезло. В следующем году история повторилась. Через еще один год тоже. И я думаю: везение ли это? Ведь каждый год обязательно придет очень талантливый ребенок, у которого все получается, и он еще и другим подскажет и поможет. Это моя личная загадка: то ли я молодец, то ли дети чудесные, то ли просто повезло.

Беседовала Милослава Кирикова


#куйбышевец #воскресенск #интервью #отпервоголица #крупнымпланом

 

Поделиться:

Комментарии закрыты.