Свет воскресенского романса — Воскресенская газета Куйбышевец

Свет воскресенского романса

Творческому объединению «Белая свеча» в этом году исполнилось 15 лет. Участники коллектива исполняют романсы на стихи воскресенских авторов и поэтов-классиков. Руководитель творческой группы — Тамара Смирнова рассказала нам о своей музыкальной деятельности и, конечно, о «Белой свече».



— Тамара Николаевна, когда Вы начали заниматься музыкой?

— Музыкой я занимаюсь с пяти лет, с тех пор как мои родители купили фортепиано. Первым моим учителем был папа, он хорошо играл на аккордеоне. Я закончила в Бресте в Белоруссии музыкальную школу и музыкальное училище по классу фортепиано, а затем Московский институт культуры по классу вокала — всё с отличием. Имею  специальности: педагог по классу фортепиано, концертмейстер, хоровик-дирижёр, вокалист. Теперь —  композитор. Работала концертмейстером,  преподавателем фортепиано, заведующим отдела  в ДШИ №1 «Лира» в течение 45 лет , сейчас ушла на пенсию, чтобы было больше времени на творчество.

— Как давно Вы занимаетесь сочинением собственных романсов?

— Сейчас уже лет 20, как пишу музыку на стихи поэтов классиков и поэтов нашего города. В первый раз я сочинила мелодию на стихотворение «Белая свеча» Ларисы Васильевой. Именно поэтому такое название у нашего коллектива. Одобрил такое название художник Владимир Фёдорович Соболев. Он нам написал картину, на которой изображена женщина с белой свечой в руках. Мы привозим её на каждый концерт. Также на каждом концерте горит свеча на рояле.

— А как происходит процесс творчества?

— После прочтения понравившегося  стихотворения, по вдруг пришедшему  вдохновению, как-то невзначай. Зазвучит музыка. А потом уже  все ноты из головы переношу на бумагу.

— Кто на Вас наиболее повлиял в творческом плане?

— В музыкальном училище у меня был молодой преподаватель, очень способный — Александр Леонидович Ренанский. В настоящее время он – композитор, профессор Университета культуры в Минске, а также сопредседатель Международного Общества Ф.М.Достоевского. Он обучал музыке и композиции, сам он — прекрасный пианист и композитор. Когда я работала, часто приезжала к нему, он водил меня  в Русский драматический театр города Минска, для которого писал театральную инструментальную музыку для оркестра. Именно он посоветовал мне заняться сочинением музыки, правда, прислушалась я лишь спустя 30 лет.

— Скажите, Воскресенск — Ваш родной город?

— Я родилась в Уссурийске, это Дальний Восток. Там папа (он был военным) встретился  с мамой и они поженились. Потом папу перевели под Минск, а из-под Минска в Брест, затем в Германию. Там он хорошо себя показал, и ему позволили выбрать место службы в Подмосковье, и мы выбрали Раменское. Работу я нашла только здесь, в 40 километрах от Раменского. Работала в ДШИ №1 «Лира». Одновременно у Аллы Георгиевны  работала концерт-мейстером вокального коллектива во Дворце культуры им Н.И. Докторова десять лет.

— Как создавалось объединение «Белая свеча»?

— Недавно на 15-летии объединения мы как раз об этом вспоминали. Сначала со мной было всего лишь три человека: Вячеслав Севостьянов, Любовь Фролова и художник Владимир Соболев. Мы объезжали район, давали концерты:  в  Барановской больнице для инвалидов,  в посёлке им. Цюрупы, Конобеевском Дворце культуры, на Лопатинском руднике, Чемодуровской школе. Потом через «сарафанное радио» о нас стали узнавать и предлагать сотрудничество. Так, к нам  присоединилась прекрасная женщина и поэт — Марина Золотова. Она искала того, кто положил бы её стихи на музыку,  вышла на меня. Теперь поёт с нами в Белой свече уже много лет и даже сама сочиняет музыку, я ей помогаю в этом, потому что она не знает нотной грамоты. Так наше объединение расширялось со временем, стало шесть человек, потом десять. С детьми приходили, они подрастали и тоже становились членами нашего творческого союза. Теперь число участников в коллективе колеблется  от 15 до 20 человек — в зависимости от личных и семейных обстоятельств.

— Когда состоялся первый концерт?

— У  художника В.Ф. Соболева на его 70-летии. Это было в его частном доме в Ратмирово, где он построил и организовал собственную галерею. Об этом событии рассказали по радио, телевидение было.  Там мы себя в первый раз показали. Со мной выступали Любовь Фролова, Вячеслав Севостьянов, о. Сергий Решетников.



— Расскажите, пожалуйста, подробнее о Ваших учениках,  участниках коллектива.

— Трудно разделить учеников и участников коллектива. Многие  ученики выбрали музыку —  закончили  музыкальное училище города Коломны, Московский институт культуры, Московскую консерваторию. Например, Жанна Мишина  заведует концертно-выставочным залом, моя ученица. Она прекрасная девушка, всё закончила с отличием, даже аспирантуру. Каждый раз предоставляет нам зал для выступлений, сейчас с этим сложно — аренда очень дорогая. Моим заместителем является Любовь Фролова. Она поёт 15 лет. Я её очень хвалю, потому что она такая труженица. Со временем она очень развилась в художественном пении.  Недавно отметили её 60-летие, она спела 10 произведений.

Владимир Меньшов — мой любимый ученик. Он великолепно читает стихи, занял первое место в областном конкурсе среди пенсионеров как чтец. Вместе с Людмилой Романовой  они ещё получили по диплому как певцы.  Также он — бессменный конферансье на наших концертах. Григорий Будкин закончил у меня  музыкальную школу, уже в  составе нашего коллектива написал рок-оперу на стихи известного Воскресенского поэта Елены Слободянюк.

Две пары поженились у нас. Нашли себе спутников жизни в «Белой свече». Мой сын встретился здесь с будущей женой Марией. Егор Ряженов с Мариной Норовой в этом году поженились, сейчас они заканчивают магистратуру в Москве. В общем, я очень рада за свой коллектив. Все мне помогают, как и я всем. У нас очень хорошая атмосфера, мы очень дружные, много гастролируем с концертами. Мы объездили весь Воскресенский и Коломенский районы, в Болгарии выступали. В Греции побывала Марина Золотова, выступала  там со  своими произведениями. В Белоруссию мы ездили на 75-летие моего родного училища с Людой Романовой, там спели три романса, нас по брестскому телевидению показывали.

Коллектив мой довольно подвижный — люди приходят, уходят. Некоторые на пенсию ушли, у кого-то родились дети, внуки. При малейшей возможности возвращаются в коллектив. Пришла Ирина Кулакова, молодая гитаристка, сказала: «буду и на гитаре играть, и ваши романсы петь». Присоединился к нам Иван Попов, он будет петь песню «Алёша», и из моих романсов  ему уже подобрали произведение.

— Какие события значимы для коллектива?

— Очень значимо знакомство с болгарами. Это было давно, лет десять назад. Я ездила в Болгарию, на 6-ю международную встречу писателей  стран Балканского полуострова. Подарила 3 музыкальных сборника своих произведений мэру города Плевен. Потом я пригласила многих писателей из Болгарии к себе на юбилей, они все приехали. Потом я познакомила их с нашими авторами из ЛИТО «Радуга» им. И.И. Лажечникова. Завязалась тесная дружба. Вот уже лет семь, как участники «Радуги» и «Белой свечи» ездят туда, а болгары приезжают к нам. Сейчас «Белая свеча» готовится  к  концерту для болгарских писателей, которые  приедут к нам в город в июне. Там выступит и мой сын с романсами на стихи болгарских поэтов в переводе Андрея Лысенкова.

— Как готовитесь к своим концертам?

— С каждым индивидуальное пение, индивидуальное прочтение на репетициях, обсуждение произведений, концертов. Обсуждения бывают  и как в старые времена – на кухне.

Стихи для своих романсов я отбираю очень тщательно.  Вместе с мужем мы всё вычитываем, подбираем, чтобы хорошо ложились на музыку, интересны были по теме. Стихотворения бывают такие, которые на музыку не ложатся. А есть музыкальные стихи. Это чувствуется при прочтении по содержанию стиха, его культуре. Ощущение  музыкальности в поэтическом произведении пришло со временем, ведь 15 лет — это большой опыт. Раньше я так не чувствовала.

— Где находите поэтов?

— В ЛИТО «Радуга» авторы мне дарят свои книги. Мы под их крылом уже, наверное, лет семь. В литобъединение нас пригласил Леонид Дудин. Мы считаемся их музыкальным отделом. Я считаю, что это такая хорошая задумка была. Сейчас и мой муж — Всеволод Смирнов туда  входит, и даже оформляет книги своей графикой. У меня  вышло пять сборников  романсов на стихи воскресенских поэтов. А сегодня материала набирается уже на шестой. Сборники раздаю друзьям, ученикам, знакомым, всем, интересующимся музыкой, в разные страны.

— Среди воскресенских поэтов кого бы Вы выделили?

— Во-первых, нашего самого главного поэта и писателя – Леонида Анфиногеновича  Дудина, на его стихи я написала  семь произведений. Андрей Лысенков — молодой поэт, на его тексты тоже много написано. Марина Золотова, Людмила Чебышева, Ольга Новикова, Галина Самсусенко — все они замечательные стихи пишут. Виктор Петрович Яжмин, который был директором Чемодуровского совхоза, со своим внуком Максимом Гришиным написали замечательное стихотворение «Не убит подо Ржевом», посвященное ветеранам Великой Отечественной.  Мы написали на него песню, получившую диплом на областном конкурсе.

— Среди русских классиков — у кого стихи музыкальные?

— У всех есть музыкальные стихи. У меня получились музыкальные произведения на стихи Фета,   Северянина, Есенина, Брюсова. На их произведения я тоже писала романсы. В выборе стихов мне муж помогает,  советует.

— Воскресенские поэты самобытны или чем-то похожи на классиков?

— Нет, самобытны. Они на классиков не похожи, совсем другие стихи. Никто никому не подражает, все индивидуальны.

— Расскажите о планах на будущее.

— В июле к нам приедут болгары со своей программой. Каждый год участники нашего коллектива летают туда, они летают к нам. А в сентябре этого года мы отметим 20-летие ЛИТО «Радуга». Совсем недавно у меня родилась внучка. Так что будем теперь заниматься внучкой и «Белой свечой».

Беседовал Вадим Мартынов


#куйбышевец #воскресенск #отпервоголица

 

Поделиться:

Комментарии закрыты.