Шутить нужно уметь! — Воскресенская газета Куйбышевец

Шутить нужно уметь!

Что заставляет нас смеяться? Как живут люди, создающие шутки? О творческом пути — от резидента КВН-команды до руководителя Региональной Подмосковной лиги весёлых и находчивых, сегодня рассказывает Сергей Чумаченко.

 

— Творческий путь от участника команды до редактора и руководителя Региональной Подмосковной лиги был долгим?

— Пришёл в КВН в начале 2000-х. Начинал с эпизодических ролей, с появлением опыта стал писать сценарии для выступлений команды. На каком-то этапе понял, что я больше эффективен за сценой. И последние игры вообще играл за кулисами. Потом, в середине нулевых, ушел из КВН, как и все «нормальные люди» на работу – за деньгами. Проработал почти пять или шесть лет и понял для себя, что я всё-таки «ненормальный человек», что КВН мне ближе и я могу сделать в нем что-то более важное, чем в другом деле.

КВН – это большой механизм, где решающую роль выполняют не только те, кто стоит на сцене. В 2012 году мне предложили заняться повышением качества юмора Воскресенских команд, не одной, а сразу всех. Так я начал свой путь в команде организаторов игр КВН.

Начал с малого – ездил по Региональным лигам (турниры, которые проводит Международный Союз КВН в конкретной области, например, Московской, Тульской), поездил по Центральным лигам, в том числе и как участник команд и художественный руководитель (это турниры уже федерального уровня), пообщался с очень крутыми специалистами и гуру КВН, в том числе и с чемпионами Высшей лиги Международного Союза КВН, которая проходит на Первом канале. Меня приятно удивило, что в КВН-семье все открыты и доброжелательны. Легко делятся хитростями ремесла, советами, подходами. Следующим шагом стало знакомство изнутри с работой телевизионных лиг, в том числе и Премьер-лиги и даже Высшей. Бывал на нескольких форумах Международного союза, на Школах КВН.

КВН очень быстро меняется. Поэтому обучение происходит и до сих пор. В каждой лиге можно увидеть свои находки, наработки, свою самобытность. Воскресенск – небольшой город с точки зрения КВН, поэтому, здесь многие вещи пришлось создавать с нуля. Очень повезло с командой ребят, которые оказались рядом и которым небезразличен КВН: это Влад Шефер, Даша Овсянникова, Полина Молодкина, Денис Рязанов. Это уникальные ребята, которые многие вопросы закрывали очень быстро и с удовольствием учились и учатся чему-то новому. Без них бы мало что получилось.

В определенный момент мы решили делать качественный КВН, чего бы нам это ни стоило. А стоило это нам очень многого: всего свободного времени, учебы, работы и личной жизни. Мы все пожертвовали очень многим.

Переломным моментом стал 2015 год, когда нас пригласили в систему Подмосковного КВН, а Воскресенск стал городом-пулом для игр Московской области. А значит, игра стала для нас еще большей ответственностью – теперь уже перед всем нашим регионом в целом. И снова мы начали учиться.

В 2016 году Подмосковный КВН переехал в Королев и сменилось руководство областного КВН. Моего опыта и желания на тот момент оказалось достаточно, чтобы принять приглашение работать в руководстве областным КВН. После этого появилась возможность применять и внедрять совершенно новые принципы подхода работы и подготовки команд.

Таким образом я стал редактором Юниор-лиги КВН Московской области и Первой лиги КВН Московской области, чтобы готовить команды к высокому уровню на области и выше.

Редактор – это вообще иная ответственность и участь. Задача здесь сделать для зрителя мероприятие настолько интересным, чтобы, побывав на игре, он пришел на КВН еще раз.

— Ты в КВН уже много лет, как изменилась мода на юмор? Что теперь «смешно»?

— КВН для всех, даже для команд Высшей лиги, всегда находится впереди. Года на два, на три. За ним угнаться очень тяжело. Я практически единственный человек в области, который смотрит весь первый тур на Сочинском фестивале КиВин. Можно сказать, я вижу весь КВН в начале каждого года, на протяжении уже пяти лет, и все равно, некоторые вещи предсказать и предугадать от команд и молодых авторов очень трудно. То, что было два года назад, уже избито и неактуально. Понятия моды нет, есть понятие темпа, динамики, которая с каждым годом увеличивается.

Если раньше в городе можно было показать команде выступление в рамках одного конкурса в десять минут и его мог бы воспринять зритель, сегодня такой конкурс просто зрителем не воспримется. Медиасфера сейчас очень быстро изменяется, меняется форма и способы подачи информации, время реакции и внимания зрителя. Интернет, соцсети, иностранный юмор – все это задает высокий темп в игре. Мы конкурируем с соцсетями, ведь на любую острую или актуальную тему в считанные часы появляются смешная шутка или мем. И тут нужно удивлять неожиданным образом либо глубоко копаться в теме.

Что касается телевизионного КВН – то его конкуренты в других телевизионных каналах и проектах. Там еще сложнее. Можно сказать, что раньше КВН был «самым» юмористическим проектом, сегодня – он лишь один из нескольких на выбор. Смешно сегодня то, что ново, неожиданно, интересно и актуально. А с этим, как раз, сложности. Особенно у начинающих команд. Потому что им нужно попасть в поток игры, в которую Россия играет уже более сорока лет.

— В каждой работе, а тем более в настолько медийной, бывают казусы. В закулисье был запоминающийся случай?

— Да у нас каждую игру какие-то казусы происходят. Из последних – не разыграли сертификаты спонсора в первый игровой день и во второй день разыгрывали их в два раза больше. Неправильно представили Министра Московской области, который был гостем на областной игре. Недавно представили на игре гостя – Елену Борщеву, и пока команды играли конкурс, зрители выстроились к ней в зале большой очередью – брать автограф. КВН – это живое мероприятие, которое происходит «здесь и сейчас». Этим КВН отличается от других мероприятий. КВНщики привыкли к этому, и очень часто экспромт спасает мероприятие. Иногда приходится на ходу менять план и структуру игры. Основная задача – сделать это незаметно для зрителя.

— Считаешь ли ты себя строгим редактором? Вопрос цензуры, а также нормативности шуток для тебя на первом месте?

— Есть вещи, которые в КВН недопустимы. Война, кровь, насилие, туалетный юмор, пошлость. Цензуры нет в КВН. В основном – это самоцензура и кругозор. Нужно знать основные течения и тренды, чтобы понимать, о чем шутит команда. Нужно понимать ходы, которые уже использованы. Чем старше редактор, тем сложнее это делать. Сейчас даже разница в 10-20 лет между людьми создает практически пропасть во вкусах, проблемах и культуре.

Для меня редактор – это друг команды. Его задача – максимально вытянуть из команды потенциал, заставить думать о зрителе и принести в КВН что-то новое и свое. У каждого редактора есть свой стиль, свой вкус. Чем интереснее игра, тем лучше редактор!

На первом месте всегда организованность и собранность команды. Если команде мешают какие-то бытовые или обывательские вещи во время подготовки, она никогда не выиграет игру. Любой редактор любит, когда прислушиваются к его советам, но добавляют что-то свое. Это понимание приходит к команде с опытом.

— Как придумываются шутки?

— Есть целая система, о которой обычно рассказывают в школе КВН. Ей пользуются как начинающие авторы, так и акулы юмористического контента. Каждый человек может писать шутки. Это вопрос мотивации, желания и подхода.

— Как распределяются функции в команде – автор, режиссер, исполнитель?

— В любом сложившемся механизме эти все роли распределены. В начинающих командах участники выбирают их интуитивно по принципу «у кого лучше получается». Очень часто люди меняют свои роли, развиваются там, где им интереснее. Самая основная задача – эффективность командной игры. Можно написать одну шутку, и она станет решающей для победы. А можно подготовить с точки зрения режиссуры свою команду так, что она будет самой сильной в игре. В КВН принято совмещать. Поэтому КВНщики обычно и режиссируют, и пишут, и играют. После КВН уже каждый выбирает свое направление, в котором больше и лучше получается.

— Привлекаются ли на игры командами сторонние авторы?

— На начальных этапах в этом нет никакого смысла, потому что любая команда – это самобытная микрокультура. Авторы нужны, когда играешь в телевизионном формате, потому что там есть свои законы и просто не хватает свободных рук и мозгов.

— Как обстоят дела с финансированием команд?

— Пока команда играет в городской лиге, очень сложно вообще думать об этом вопросе. Там нужны затраты на реквизит и дорогу до ДК, все остальное приходит тогда, когда уже есть за что команду спонсировать и на что тратить деньги. Обычно этот вопрос встает тогда, когда у команды есть хорошие результаты на уровне области. А вообще за игру в КВН никто никогда не платит. Это основной принцип этой прекрасной игры.

— Что пожелаешь командам, которые готовятся к четвертьфиналам Юниор-лиги и к финалу Первой лиги Московской области?

— Много работайте и экспериментируйте – это сейчас самое важное!

 

Беседовала Александра Тропникова

Фото из личного архива Сергея Чумаченко

 

#воскресенск #куйбышевец #нерабочеенастроение #квн

Поделиться:

Комментарии закрыты.