Цех серной кислоты 3-А. Послевоенное фото
Пуск проводился под руководством кандидата химических наук Григория Константиновича Борескова. Союз науки и практики позволил коллективу в кратчайшие сроки освоить технологическую схему контактного узла. Талантливый химик, академик, Герой Социалистического Труда Г.К.Боресков впоследствии стал основателем и руководителем Института катализа в Новосибирском филиале Академии наук СССР. Связь с комбинатом он сохранил до конца своих дней.
Совместно с Институтом катализа на комбинате был проведён ряд исследований и построен цех ванадиевых катализаторов. На пуск сернокислотного производства почти в полном составе приехала группа специалистов – химиков, выпускников Щёлковского химико-механического техникума, во главе с своим преподавателем Григорием Яковлевичем Елагиным.
Из воспоминаний ветерана сернокислотного цеха Т.И.Пугачёвой:
«До пуска было ещё далеко. И нас направили стажироваться в Сталиногорск (ныне Новомосковск). В октябре мы вернулись в Воскресенск. Стройка шла всё быстрее и быстрее, а мы, 19-летние юноши и девушки, горели желанием скорее пустить цех, он по сути дела был молодёжным. Мы не отказывались ни от какой работы».
Техническим руководителем коллектива в 1938 году была назначена Анастасия Алексеевна Ефимова. По утверждению сослуживцев у неё был врождённый педагогический талант. Анастасия Алексеевна умела ставить конкретные вопросы так, что ей вынуждены были доложить о результате со всеми последствиями, выводами и предложениями. Она учила работников думать и личным примером вдохновляла на работу.
Анастасия Алексеевна и сама была человеком удивительной судьбы. В годы войны работала главным инженером Красноуральского оборонного завода №758. После войны вернулась на завод на должность главного инженера и была единственной женщиной, занимавшей в течение шести лет столь высокий и ответственный пост.
Впоследствии она семнадцать лет возглавляла Уральский научно-исследовательский химический институт (УНИХИМ). Анастасия Алексеевна многим дала путёвку в производственную и самостоятельную жизнь, воспитала хороших специалистов и отзывчивых людей.
Из воспоминаний Е.Н.Меньковой:
«Дорогой Вы мой человек, Анастасия Алексеевна! Какое же спасибо сказать я Вам хотела бы, да как выскажешь – слов не находишь. Но и я Вас не подвела».
Екатерина Николаевна Менькова, выпускница щёлковского техникума, начала свою трудовую биографию на нашем заводе с должности начальника смены. Работала начальником сернокислотной лаборатории, начальником цеха коллоидно-графитовых препаратов. В 1958 году была избрана председателем Московского областного профсоюза нефтяной и химической промышленности.
В ноябре 1938 года цех 3-А выпустил первые тонны серной кислоты и олеума — продукцию оборонного значения. Однако с наступлением холодов начались проблемы. Двухслойные американские «Сельденовские» контактные аппараты стали работать в неустойчивом режиме, они «садились» и требовали дополнительного подогрева. Аппаратчикам приходилось работать и кочегарами.
Екатерина Менькова
Из воспоминаний Е.Н. Меньковой:
«Елагин учил нас – надо, чтобы уголь в топку ложился на колосники ровно, при забрасывании, как птицы крылья, распластывал, а не плюхался в одну кучу. Освоили и этот приём, но как же было трудно – ведь физические силы были все-таки женскими».
В тревожные сороковые годы уменьшить выпуск продукции было просто невозможно. Исходя из опыта работы, ученые совместно со специалистами комбината разработали конструктивно новый четырехслойный аппарат К-39, на основе которого в дальнейшем была создана целая серия современного оборудования для производства серной кислоты.
Григорий Елагин
На смену базовому образцу приходили контактные аппараты производительностью 120, 350, 440 тонн серной кислоты в сутки. А это дополнительный выпуск серной кислоты и олеума. За выдающиеся достижения в области науки и техники рабочая группа, в числе которых был начальник цеха Г.Я.Елагин, была удостоена Государственной премии. Впоследствии кавалер ордена Трудового Красного Знамени работал главным инженером на Одесском суперфосфатном заводе.
Даниил Степанов
Сложный пусковой период сплотил коллектив. Многие остались преданными производству до конца. В 1938 году на должность аппаратчика пришёл молодой сотрудник Даниил Терентьевич Степанов, который стал хранителем истории прославленного коллектива и цеха. Стахановец, ударник коммунистического труда проработал в цехе около 30 лет. Он окончил Военную химическую академию. Перед ним были открыты горизонты карьерного роста. Д.Т.Степанов не смог оставить свою смену, с которой сроднился и съел пуд соли. Он по-отечески заботился о каждом человеке, мог среди ночи сорваться на зов о помощи.
В сороковых годах Воскресенский химический комбинат становится одним из крупнейших поставщиков серной кислоты и олеума. А олеум — это незаменимый компонент производства взрывчатых веществ, снарядов и бомб. В 1938 году вступает в строй закрытое, секретное производство 1-9-2. В нем разработали и освоили новую технологию производства продукции военного назначения.
Директора Александра Владимировича Барашева, с которого мы начали рассказ, современники помнят как человека образованного, интеллигентного, выдержанного и волевого.
Он родился в 1908 году в Оренбурге в семье потомственного казака. Школу оканчивал уже в Москве, куда семья переехала в 1914 году. После окончания рабфака Александр поступает в Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева.
В 1932 году выпускника вуза призвали в армию. Его служба проходила на Дальнем Востоке в Приамурском крае. Демобилизовавшись, А.В. Барашев вернулся в Москву и устроился на работу во Всесоюзное объединение химической промышленности — «ВСЕХИМПРОМ». Вскоре его перевели в Государственный институт по проектированию заводов основной химии — Гипрохим. По разработкам этого института строился и Воскресенский химический комбинат. Наверное, закономерно, что в 1937 году опытного специалиста, выпускника советского вуза А.В.Барашева назначили директором Воскресенского химического комбината. С присущей ему энергией он взялся за освоение нового участка работы. Под руководством Александра Владимировича перед самой войной строится и вводится в эксплуатацию цех по производству контактной серной кислоты.
В 1939 году А.В.Барашева переводят работать директором Лопатинского рудника, дававшего сырьё для производства Воскресенского химического завода. На руднике полным ходом шла реконструкция, устанавливалось новое оборудование и увеличивался объём выработки сырья. За выполнение поставленных задач Александр Барашев был награждён орденом «Знак Почёта».
С началом Великой Отечественной войны Воскресенск оказывается в прифронтовой зоне и начинает готовиться к обороне. Директор Лопатинского рудника А.В.Барашев принимает непосредственное участие в подготовке партизанских баз. Рудник эвакуировался, а А.В.Барашев стал бойцом партизанского отряда и принял присягу. «В позапрошлое воскресенье принял присягу. Это было в лесу — торжественно и напряженно, — вспоминал А.В.Барашев. — Этот день оставил у меня большое впечатление. Присяга гласит: «Не сложу оружия, пока всех, до единого, не истребим гадов. Лучше смерть, чем быть рабом и отдать в рабы свою семью и весь народ».
14 декабря 1941 года, когда угроза захвата Воскресенска врагом миновала, распоряжением Наркомхимпрома эвакуация комбината была прекращена, его разминировали и приступили к восстановительным работам. На Лопатинском руднике в полную мощность заработали производства по выпуску металлического калия и натрия, которые поставлялись на оборонные заводы для производства детонаторов. На основе металлического натрия было освоено производство препарата для очистки воздуха в подводных лодках — «кислородных таблеток». За освоение нового вида продукции по представлению командования Военно-морского флота директор рудника Александр Владимирович Барашев и главный инженер рудника Леонид Васильевич Морозов были награждены орденом Красной Звезды.
В 1948 году опытного специалиста А.В.Барашева перевели работать в Казахстан. Он был назначен директором баритового рудника Шетского района Карагандинской области. Барит — дешевый защитный материал при строительстве ядерных реакторов и захоронений ядерных отходов, это надёжная защита от воздействия рентгеновских лучей. Примерно 75% от всей добычи руды потребляет нефтяная промышленность.
В максимально сжатые сроки Александр Владимирович сумел наладить стабильную работу предприятия. Наградой за решение столь важных и стратегических для страны задач стал вручённый ему орден Трудового Красного Знамени.
В 1949 году по решению Министерства химической промышленности к ним присоединили свинцовый рудник Нижних Кайрактов. В конце сороковых годов предприятие находилось в очень сложных условиях. Вывести рудник на новый технический уровень было возможно только при строительстве обогатительной фабрики. Её построили и пустили в 1951 году. Открытая разработка месторождения и ввод в строй фабрики сделали возможным полномасштабное использование рудника. Страна высоко отметила трудовые достижения коллектива. В 1951 году Указом Президиума Совета СССР от 28 ноября 1951 года директор рудника А.В.Барашев был награжден орденом Ленина.
В Воскресенск семья вернулась в 1954 году. В 1955 году он ушел из жизни. Ему исполнилось всего 47 лет.
Очень хочется, чтобы память об этом патриоте, интеллигентном, добром и честном человеке не исчезла, а жила среди благодарных потомков как образец созидания великих дел во благо нашего славного города и самопожертвования во имя величия нашего Отечества.
Галина ВАСИЛЬЧУК,
главный хранитель фондов отдела краеведения Воскресенской центральной библиотеки
#воскресенск #новости #куйбышевец #нашхим #воскресенскийкраевед #вму