Главное – как посмотреть — Воскресенская газета Куйбышевец

Главное – как посмотреть

В эти весенние дни в Центральной городской библиотеке проходит выставка фотографий Елены Колосовой, посвящённая её поездке на Соловки. Фотография для Елены стала образом жизни, хотя работа главным инспектором в Центре занятости населения, вроде бы, никак не способствует развитию подобного увлечения…


— Елена, Ваша выставка Соловецких фото привлекает именно своим оригинальным чёрно-белым решением. Считаете такой приём более выразительным?

— Совсем нет, сначала все фотографии Соловков были цветными. Но, посмотрев на результат (изначальные фото), поняла, что в этом месте «праздник красок» абсолютно неуместен. Поездка на Соловки долгое время была моей мечтой, и я капитально к ней готовилась. Ездим мы с мужем, как правило, на машине, маршрут готовлю я, и на дальние расстояния – обязательно с ночёвкой, поскольку водитель у нас один. На этот раз мы остановились в заранее запланированном месте – небольшом посёлке Рабочеостровск. Кстати, в гостинице были удивлены, что мы направляемся на север, поскольку в июле на этом «перекрёстке» проезжающие держат путь в Крым.



— Что-то было интересное в посёлке?

— Достопримечательности в этом месте с достаточно уже суровой природой практически отсутствуют, но именно здесь снимался известный фильм Павла Лунгина «Остров», для чего сюда был специально привезён дом, который там и остался. Мы его видели, и прониклись довольно-таки мрачной атмосферой, которую создают не только серые скалы, но и остатки причала, от которого раньше отправлялись баржи с заключёнными. Действительно, мурашки бегут по коже, когда осознаёшь, что многие суда с заключёнными тонули прямо здесь, недалеко от берега, где очень  глубоко. Они так и остались там, в этой холодной серой воде. Мы пришли к историческому причалу поздно вечером, что особенно усилило тягостное впечатление.

— Но ведь Вы заранее знали историю этих мест?

— Конечно, в общих чертах, но знать и видеть – вещи разные. Муж – бывший подводник, и службу проходил на севере. На мою просьбу рассказать о Белом море, ответил исчерпывающе – серая вода, серое небо, серый туман…. И, когда мы наконец вышли в море на теплоходе, всё это обрело реальное воплощение. Только чайки разнообразили картину, сопровождая корабль, и буквально из рук выхватывая предлагаемое им угощение.

— Вы были там в июле, а погоду описываете почти зимнюю.

— Что делать, там лето короткое, и начинается как раз во второй половине июля. Мы были к этому готовы, запаслись тёплыми вещами. Прибыв к месту назначения, где корабль уже ожидали пассажиры на материк, мы заселились в гостиницу. Пообедав, вышли на улицу, и… попали в другой мир. Ярчайшее солнце неожиданно ослепило нас, а местная жительница сказала, что мы привезли им лето! Так что фотографии делались при достаточно хорошем освещении, но уже дома я поняла, что верное впечатление от этих мест передаст именно чёрно-белая цветовая гамма.

Температура воды в Белом море во время нашего там пребывания составляла не более четырёх градусов тепла, но я сочла невозможным для себя не омочить ноги в его священных водах. Пробыв несколько дней на Соловках и совершив «подвиг», мы отправились в обратный путь, который лежал теперь через Медвежьегорск и Петрозаводск. В посёлке Кварцитный сделали остановку, чтобы порыбачить на Онежском озере, это, как сказал мой муж, уже для него, поскольку Соловки были больше для меня. На самом деле нам обоим интересно было везде, к тому же на Онеге мы просто объедались спелой черникой и наслаждались тишиной. Кварцитный – тоже знаковое место, там находится единственное в стране месторождение редкого камня – малинового кварцита, который знаком почти всем жителям России, поскольку из него построен Мавзолей В.И.Ленина.



— На Соловки ездит много паломников, Вас тоже отчасти влекло туда религиозное чувство?

— Я, конечно, хожу в церковь, но для меня это, скорее, традиция, думаю, что русская душа неотъемлемо связана с нашими многочисленными церквями и монастырями, которые сейчас, к счастью, переживают период нового расцвета. Это – наша, сугубо русская культура, создающая облик России. В своих путешествиях у меня была возможность оценить красоту и своеобразие родной страны.

-Какое путешествие для Вас самое любимое?

— Пока их два – это Соловки и Байкал, где я тоже побывала совсем недавно. Вот в этой поездке цвета играли уже главную роль. На Байкале мы побывали зимой, чтобы не просто увидеть знаменитое озеро, а именно походить по его замёрзшей глади, посмотреть в глубины сквозь прозрачнейший лёд. Зима для тех мест выдалась снежная, мы сметали примерно трёхсантиметровый слой снега, и даже лили иногда горячую воду, чтобы улучшить видимость. От подводных растений в процессе охлаждения в лёд вмерзают пузырьки выделяющегося метана, это создаёт фантастическую картину какого-то подводного неба. Белизна снежных вершин, голубизна льда, чистейшая синева небес! Словами этого не передать — вся надежда на фотографии!



— Чувствуется, что Вы – не просто фотограф, а именно фотохудожник.

— Если серьёзно заниматься фотографией, то это – обязательное качество, по умолчанию. Это видно в работах настоящих мастеров, в том числе и членов нашего фотоклуба, как обычная бытовая реальность преобразуется в неповторимую мозаику жизни. Наверное, недаром многие мои коллеги по увлечению являются также и коллекционерами, поскольку, глядя на некоторые предметы с разных ракурсов, буквально постигаешь если не природу вещей, то уж точно их многоликость. Руководитель нашего фотоклуба Владимир Дубровин любит повторять, что фотографы – «больные» люди (они не могут излечиться от своей страсти), это суждение можно отнести к любой области искусства.

— Делаю вывод, что Вы – тоже коллекционер.

— Да, вынуждена признаться, что более 25 лет собираю медведей. Небольшая часть моей коллекции тоже представлена на выставке в библиотеке, и даже не ожидала, что эти экспонаты вызовут такой повышенный интерес. А началась коллекция с большого белого медведя с соломенной головой, которого моим родителям подарили на свадьбу. Это моя любимая детская игрушка, которую я не выпускала из рук, и она всё ещё носит моё детское платьице. Остальные медведи стали появляться спонтанно… Сначала купила сама симпатичного мишку, потом супруг принес фигурки медведей, а затем — переросло в коллекционирование.  Теперь у меня уже более пятисот экспонатов, часть из них я в течение пандемии нашла время систематизировать и убрать, самые любимые — стоят по разным комнатам, это – игрушки, статуэтки, брелоки, вообще, самые разнообразные предметы. Из путешествий по стране обязательно привожу медведя, самый лучший подарок от родных и друзей для меня – косолапый.  Недавно супружеская чета Пугачевых отдала в дар моей коллекции тринадцать медвежат, среди них есть раритетные медведи. Марина Владимировна Васильева, заведующая Центральной библиотекой, тоже подарила мне олимпийского мишку и несколько советских значков, так что медвежья семья неуклонно растёт.

Но этим моё собирательство не ограничивается – коллекционирую с юных лет открытки, календарики, монеты, значки, до сих пор вырезаю марки с конвертов… Коллекционер, очевидно, тоже призвание.



— А как относитесь к настоящим медведям?

— С большой симпатией, но понимаю, что это – хищные звери, и близко к ним подходить не рекомендуется. С удовольствием смотрю удачные фотографии и видеосюжеты из звериной жизни, так появилась очередная мечта – съездить на Кольский полуостров или в другое место, где можно было бы за медведями понаблюдать. Но, поскольку иметь дело с опасными хищниками вблизи не решусь, конечно, для такого путешествия надо будет запастись длиннофокусными объективами, чтобы можно было сделать при случае качественные фотографии, не приближаясь к животному.

— Сколько же у Вас фотоаппаратов?

— Сейчас – два, поскольку один я продала, просто уже «выросла» из этой модели. Два года проучилась на курсах у В.Н.Дубровина, шесть лет состою в клубе «Фотолюбитель» при ДК «Химик» им. Н.И. Докторова. Наверное, в какой-то мере помогает и техническое образование (я окончила Рязанский радиотехнический институт, по специальности – инженер конструктор-технолог радиоэлектронной аппаратуры), хотя никогда не работала в этой сфере. Супруг же работает в сфере компьютерных технологий, отлично технически «подкован», и с ним всегда можно в случае необходимости проконсультироваться по большинству вопросов.



— Какие сюжеты нравится запечатлевать больше всего?

— Природу и детей. Могу сто раз проползти вокруг какого-нибудь цветка, например, и пусть даже снимок будет неудачным, сам процесс доставляет огромное удовольствие. А дети настолько непосредственны, настолько радостно принимают игру, что словами не описать! Взрослые же, как правило, слишком озабочены своим внешним видом и возрастными признаками, почти всегда просят, например, убрать морщины. Сразу предупреждаю таких, что фотошопом не владею. Но когда вижу «отлакированные», то есть до предела отредактированные фотографии, даже часто не могу узнать запечатлённого на портрете человека, настолько он доведён до стандарта фарфоровой куклы, с полным уничтожением индивидуальности. Так что не слишком положительно отношусь к современной «ретуши». Настоящую же старинную ретушь полюбила на примере портрета моей бабушки 20-х – 30-х годов, где просто наведён порядок в причёске и одежде, но не стёрт характер человека.

На улице в непринуждённой обстановке я фотографировать часто стесняюсь, вдруг не понравится кому-то моя инициатива. Хотя в основном люди сейчас к съёмке относятся доброжелательно.



— В фотоконкурсах, конечно, участвуете?

— Это сейчас модно, хотя тут в любом случае присутствует большой элемент везения – ведь в жюри сидят люди, а они всё воспринимают абсолютно непредсказуемо. Но хочу упомянуть Международный фотоконкурс «35 awards», в котором участвую не первый год. В этом году во второй тур прошли девять моих фотографий, с волнением жду данных по третьему туру.

— Ваша творческая биография уже довольно обширна, а вспоминаете, с чего всё начиналось?

— Конечно, ведь начал обучать меня папа, который и рисовать мне помогал в своё время школьные стенды. Он подарил мне фотоаппарат «Смена-2», ни у кого больше в классе такого не было. Когда нас возили на экскурсию на химкомбинат, я всех сфотографировала и потом раздала фото на память. Я, как фотограф, конечно, осталась за кадром, но это и есть моя первая работа, которой особенно горжусь!

 Беседовала Елена ХМЫРОВА


#воскресенск #новости #куйбышевец #крупнымпланом #интервью#

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.