В этом очерке мы знакомим наших читателей с отрывком из готовящейся к печати книги Марины Горидько о судьбах воскресенских лётчиков — участников Великой Отечественной войны. Жизнь многих из них, их близких родственников была неразрывно связана с химкомбинатом. Первые и самые ценные публикации о жизни лётной школы в нашем городе появились в газете «Куйбышевец», они и позволили сделать краеведческое открытие, рассказать о судьбах практически неизвестных землякам настоящих героев.
Листаем подшивки газеты «Куйбышевец», август 1937 год. Целая страница отдана рассказам о жизни Воскресенского авиаклуба и его учлётов. «С небывалой радостью приняли комсомольцы нашего комбината весть об открытии в Воскресенском районе филиала Коломенского аэроклуба», — сообщают учлёты Панков и Басов. «Буду лётчиком» — небольшая статья учлёта Петрова. Он заверяет, что лозунг Ворошилова — боевого наркома «дадим стране 150 000 лётчиков» — «мы выполним, и в любую минуту готовы встать на защиту её границ». Учлёт уверяет читателей: «с большим желанием изучаем мы лётное дело», «все мои товарищи так же как и я, горячо желают скорее научиться летать самостоятельно».
Соседняя колонка с очерком об особенностях учёбы юных учлётов подписана «А.Жорн, Н. Титов». Идёт соревнование: «учлёт Петров имеет за собой 13 полётов, такое же Долженков, на два больше Осипов. Каждый здесь дышит словом «летать»! Узнаём, что в лагере 28 человек. До выпуска осталось немного — в 20-й год ВОСР (Великая Октябрьская социалистическая революция — прим.ред.) 7 ноября. В полётных книжках большинства учлётов хорошие и отличные отметки. Интересные подробности сообщает о работе авиаклуба в статье «Первый полёт» учлёт Жильцова: «В лётную школу я поступила с момента её организации. Страстно хотела летать. И вот мы вышли на стадион. Сначала учились взлетать, сейчас учимся посадке. Я призываю девушек нашего комбината поступать в лётную школу!»
Юная лётчица упоминает «стадион», это значит, что окончилась теоретическая часть занятий и на летний период учлёты вышли в полевой лагерь, располагавшийся непосредственно возле аэродрома. О недочётах в основных чертах: не было хорошего руководства, не верили сначала, видимо, в успех подготовки пилотов в юном городе Воскресенске ни местные руководители ВЛКСМ, ни представители Осоавиахима. Не были знакомы с организацией лётной школы, всё было тогда впервые.
Какие фамилии воскресенских учлётов мы можем назвать? Это молодые работники комбината: Маркин, Гуляева, Куликова, Зорин, Остряков, Саввин, Антонов, Осипов, Петров, Путинцев, Сысоев. «Все они — слесаря, электромонтёры и техники — без отрыва от производства овладевают лётным делом». Многие учились в ФЗУ, Школе фабрично-заводского ученичества, это первое профессионально-технического профиля образовательное учреждение в Воскресенске.
Найти сведения о военной судьбе известных нам воскресенских учлётов 1937 года оказалось почти невозможным делом из-за отсутствия упоминания в статьях из довоенного «Куйбышевца» имён и отчеств у носителей самых распространённых русских фамилий. Место рождения некоторых учлётов — вовсе не сёла и деревни воскресенской земли, ребята в составе своих семей приехали строить химический комбинат и новый город из разных областей страны. Автор книги вела поиск в сохранившихся «алфавитках» отдела кадров химкомбината, в блокнотах с записями о принятых на работу до войны работниках. Благодаря помощи специалиста административной службы АО «ВМУ» Ольги Яковлевны Дмитриевой найдены значимые свидетельства личностного и карьерного роста людей этого поколения в период их трудовой деятельности в цехах Воскресенского химкомбината.
Ребята-учлёты это настоящие добровольцы в самом прекрасном значении этого слова. С конца 30-х годов они подключились к движению «призыв через аэроклуб». Он осуществлялся по специально изданному для случаев такого рода приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР и заключался в том, что допризывник-курсант того или иного советского аэроклуба подавал заявление о добровольном поступлении в ряды Красной армии, после всестороннего рассмотрения которого получал от этого аэроклуба направление в конкретную Военно-авиационную школу ВВС Красной армии, каковое считалось аналогом повестки о призыве на действительную воинскую службу. В Москве к началу войны действовало 30 аэроклубов, четыре аэроклуба принадлежали Осоавиахиму (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Свои аэроклубы имелись в каждом из 25 тогдашних административных районов Москвы. Основанием для открытия в подмосковном городе своего аэроклуба было развитие крупного промышленного предприятия, способного на собственные средства содержать авиационный учебный центр. У Воскресенска два огромных завода – химический и цементный давали такую возможность, как, например, и в подмосковном Подольске, иметь собственный аэроклуб. Учёба с отрывом от производства предполагала шесть месяцев занятий, обеспечение бесплатным питанием в расчёте 270 рублей в месяц, общежитием и стипендией в 250 рублей.
Судьбоносное решение об открытии лётной школы принадлежало назначенному в 1937 году директору Воскресенского химкомбината Александру Владимировичу Барашеву. Этот человек обладал мудростью, был высокообразованным и просвещённым руководителем, обладал богатым житейским и профессиональным опытом (служил после окончания института в Приморье, работал в Москве с самыми лучшими специалистами в химической промышленности СССР во Всесоюзном объединении химической промышленности, в Государственном институте по проектированию заводов основной химии (по его разработкам строился и Воскресенский химический комбинат). Он, очевидно, сам увлекавшийся всем передовым и новым, принял решение о финансировании лётной школы, «дал добро» на обучение рабочей молодёжи без отрыва от производства лётному делу.
Константин Журавлев
В судьбе каждого лётчика огромную роль играет первый инструктор, именно он даёт установку: «Летать», учит верить в себя, в своё умение, надеяться на собственные силы в небе. Повезло воскресенским учлётам с отличным человеком, влюблённым в лётное дело — инструктором Журавлёвым! Константин Иванович Журавлёв подготовил для Красной армии 90 пилотов! Служил в должности заместителя командира эскадрильи 989 штурмового авиационного Черновицкого полка. Его доблесть и мужество были отмечены орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и медалями. Он вернулся с войны с Победой!
В газетной статье под названием «Овладеваем техникой полёта» юный учлёт Василий Шумов делился своими впечатлениями: «Учась в школе, я услышал, что у нас открывается лётная школа. Я решил поступить в неё. Группа соревновалась с самого начала с другой группой. Тогда, когда старшая группа прошла уже прошла больше половины программы, нам пришлось догонять. Мы забыли выходные дни. Занимались усиленно, ставя перед собой задачу вместе с первой группой выйти на лётную практику, и этого мы достигли. Когда мы приступили к практическим занятиям, у нас было много недостатков — не было определённой площадки, не было машины и нужного инвентаря. Теперь эти недочёты устранены, и мы овладеваем техникой полёта. Мы готовимся стать воздушными бойцами, учимся летать быстро, высоко и далеко!»
Василий Шумов
Василий Петрович Шумов стал командиром эскадрильи 979 истребительного авиационного полка 230 штурмовой авиадивизии, совершал подвиги в воздушных боях, награждён орденом Красного Знамени, орденом Ленина, спасая своих товарищей 5 декабря 1943 года погиб в море недалеко от Керчи.
Воскресенский филиал Коломенского аэроклуба имел несколько отделений, и на одном из них обучались на курсах авиатехников. В заметке «Овладеваем знаниями» («Куйбышевец», 18 августа 1938 г.) И. Кутьев, В. Лечев, М. Марков подтверждают это: «Мы — работники химкомбината, учимся без отрыва от производства в группе авиатехников». Н.Михалёв в небольшой статье «Буду продолжать учёбу» с нескрываемой гордостью пишет: «Все слушатели курсов с большим желанием изучают авиационное дело. Сейчас мы закончили изучать самолёт У-2. Я обязуюсь окончить курсы авиатехников с оценкой не ниже «хорошо» и буду продолжать учёбу, чтобы быть авиационным инженером». Упомянутый Иван Филиппович Кутьев 1920 года рождения поступил на службу в армию в 1940 году (призван Воскресенским РВК). Согласно архивным документам стал ст. сержантом 150-й особой стрелковой бригады, награждён медалью «За боевые заслуги» за личный подвиг в ноябре 1942 года, в 1985 году удостоен ордена Отечественной войны 2 степени.
Путёвку в жизнь, трудовую закалку дал химкомбинат выдающимся личностям, удостоенным за исключительное мужество звания Героев Советского Союза Николаю Мусатову и Константину Комардинкину. В семьях первостроителей нашего города и химического комбината Медведевых, Балакеревых, Царёвых, Блинковых, Доброхотовых, Емельяновых и других были воспитаны лётчики — настоящие герои, о военных судьбах которых рассказывается в книге «Летать».
Воскресенский химический комбинат в 30-х гг. ХХ века не только стал форпостом химической отрасли СССР, передовым производством, обладавшим прочной материально-технической базой, но и смог выполнить сверхзадачу — способствовал подготовке целой когорты воздушных бойцов, вставших на защиту Родины.
Мы помним. Мы гордимся!
Марина ГОРИДЬКО
#воскресенск #новости #куйбышевец #воскресенскийкравед #нашхим