Музыкальная история — Воскресенская газета Куйбышевец

Музыкальная история

Елена Николаевна Зотова – директор Детской музыкальной школы №2 города Белоозёрский. Слово «директор» звучит в применении к ней как-то слишком обезличенно, поскольку главная ассоциация и ключевое слово в данном случае – «музыкальной». Свой первый вопрос героине я задала в шуточной манере.



— Елена Николаевна, поделитесь опытом, как становятся директорами музыкальных школ?

— Естественно, планов таких у меня никогда не было, «карьеру» делать не собиралась. Работала преподавателем музыкальной школы, участвовала вместе с учениками в конкурсах и концертах, и, очевидно, Ольге Владимировне Севостьяновой (на тот момент она была начальником Управления культуры), понравилось, как я отношусь к своему делу. Она и предложила занять пост директора. Я отказывалась, да и мама, зная, как я всегда переживаю за свою работу, не советовала соглашаться, «подрывать здоровье», как она выразилась. Но Ольга Владимировна настаивала, и вот в марте исполнится уже пятнадцать лет моего директорства.

— Работа нелегкая?

— Преподаватель всегда переживает за своих учеников, а тут ещё прибавляются и административные проблемы, но я сызмала привыкла преодолевать неизбежно возникающие трудности. Помню, в детстве училась по классу фортепиано, но выходить на сцену я всегда боялась. Страх перед публикой пропадал, когда начинала играть пьесу, полностью погружаясь в музыку. Учиться музыке я мечтала с самого раннего возраста, хотя «в обучение» меня отдавать долго не хотели.

— Обычно бывает наоборот – родители заставляют, а дети упрямятся.

— Почти так было с моим старшим братом, освоившим в музыкальной школе игру на баяне. Начал он обучение с удовольствием, но когда преподаватель сменился, брат собирался вообще забросить учёбу. Мама, всегда соблюдающая правило «всё доводить до конца», настаивала на продолжении занятий. В итоге он окончил «музыкалку», но сказал, что своих детей ни за что туда не отдаст. Однако именно брат убедил маму в том, что я должна учиться музыке, когда преподавательница, Марина Сергеевна Шмелёва, открыла у меня музыкальные способности. Брат безапелляционно заявил, что нельзя губить талант, и сам взялся возить меня на занятия в Белоозёрский (мы жили в совхозе Фаустово, и добираться было далековато). А с Мариной Сергеевной мы потом стали настоящими подругами, и её уход из жизни явился для меня истинной трагедией…

Но именно фортепиано помогло мне начать заниматься вокалом, как ни странно. Пришёл однажды к нам в ДМШ парень из молодёжного вокально-инструментального ансамбля, ребята искали девочку-клавишницу, особенно заинтересовалась предложением моя подруга и попросила меня составить ей компанию. В итоге получилось так, что меня это увлекло больше, чем её. Однажды потребовалось подпеть вокалисту, ребята похвалили мой голос, посоветовали совершенствоваться в этом направлении.

— У Вас всё получилось, как по нотам!

— Пожалуй, поскольку музыка вела меня за собой, и всё время открывались новые перспективы. Окончила музыкальное училище в Коломне, потом – университет культуры в Химках. Будучи студенткой, уже параллельно вела занятия с детьми, профессия стала практически моей жизнью.

С поступлением в учебные заведения проблем не возникало, везде набирала высший балл. Правда, перед поступлением в университет пришлось несколько ночей покорпеть над историей и литературой, но, главное — с основными предметами всё оказалось на высоте.

— А как работается с современными детьми, отличаются они от Ваших первых выпусков?

— К сожалению, отличие часто не в их пользу, очевидно, из-за обилия гаджетов и неумеренного общения с техническими новинками. Многие ребята стали менее восприимчивы к объяснениям, может быть, им сложнее концентрировать внимание, и чувство ответственности понизилось. Приходится повторять замечания по нескольку раз, прежде чем получишь желаемый результат.

Я веду группы хора разных классов и вокал (сольное пение), везде есть свои трудности. Хором, по определению известного русского композитора и дирижёра П.Чеснокова, является коллектив, состоящий из двенадцати и более человек, а всё, что меньше, это – ансамбль. Так вот, у меня сейчас в младшем хоре сорок человек, в старшем – пятьдесят, и надо уделить внимание каждому из них. Сначала требуется проводить работу, разделив их по группам, по голосам – первые и вторые сопрано, первые и вторые альты, а затем группы объединяются в сводный хор. Сложностей в работе с хором много: надо наладить правильное дыхание, добиться единой позиции звукообразования, динамических оттенков, звуковедения, фразировки и т.д., что обеспечивает согласованность звучания.

— А как Вы расставляете на сцене исполнителей, это играет роль в звучании?

— Приходит на ум басня Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь…» Звук от расстановки вряд ли изменится, просто, чтобы хор красиво смотрелся, ставишь исполнителей по росту, соблюдая, конечно же, традицию – слева помещаются сопрано, справа — альты.

— По ассоциации – как Вы относитесь к проекту «Голос» и другим телешоу с участием детей?

— «Голос» стараюсь смотреть, поражаюсь талантливости юных певцов. Но вообще такие проекты функционируют на коммерческой основе, в большинство проектов берут на первый тур всех желающих, способных внести определённую сумму за участие. Если многообещающий ребёнок проходит во второй тур, родителей извещают о следующем взносе, как правило, значительно превышающем первый. Если участник неплатёжеспособен, на начальном этапе всё и заканчивается. Я это знаю не понаслышке, мне рассказали мои девочки, прошедшие первый тур и отказавшиеся участвовать во втором.

Наши городские и областные конкурсы проводятся совсем иначе, сейчас идёт подготовка к очередному областному конкурсу, съёмку собираемся сделать в феврале.

— О коммерческом аспекте не задумывалась, в основном, имела в виду неустойчивую детскую психику.

— Это, по-моему, не самая большая трагедия, ведь в конкурсах, как и в спорте, выигрывают часто даже не самые талантливые, а люди с сильным характером, бойцы. Для детей подобные конкурсы – это тренировка, которая, возможно, поможет им в дальнейшем преодолевать житейские невзгоды.

В связи с поднятой темой вспомнила двух своих учениц, пришедших в школу почти одновременно. Одна девочка обладала природным талантом, а другую я даже сначала брать не хотела, она была «гудошником» — есть такие люди, которые петь не могут, просто гудят на одной ноте. Но у этого ребёнка оказалась удивительная работоспособность и настолько развитое стремление к победе, что она сделала практически невозможное – стала занимать на конкурсах призовые места! Правда, она брала первое место там, где её соперница брала гран-при, то есть всегда оказывалась на второй ступеньке пьедестала. Тоже — победа, но ей этого было мало, и когда однажды она завоевала третье место, очень переживала, а окончив музыкальную школу, прекратила занятия вокалом. Сильный характер, немногие достигли того, что смогла она.

Я переживала за неё, и очень рада, что она нашла своё призвание – учится в медицинском институте.

— Наверное, участие Ваших коллективов в конкурсах не ограничивается нашей областью?

— Ещё как не ограничивается! Например, по приглашению Бедроса Киркорова мы три года ездили в Болгарию, и не зря – привезли оттуда гран-при и лауреатство первой степени. Как и многому другому, в прошлом году планам помешала пандемия.

А несколько лет назад, благодаря спонсорам, мы приняли участие в фестивале творчества, совершив с хором целое заграничное турне – Прага, Берлин, Париж. До сих пор все вспоминают эту сказочную поездку…

— Есть среди Ваших учеников выбравшие музыку своей профессией?

— Таких много. Например, Светлана Можарова (Плаксенко) организовала уже собственную студию в ДК «Гармония», Екатерина Симонова (Никулина) работает в ДК «Химик», Светлана Тепцова (Васильева) преподаёт музыку в школе №18. Многие мои ученицы сейчас совмещают работу и музыкальную учёбу, как я когда-то.

Всех своих учеников люблю, считаю себя многодетной матерью, и всегда есть повод для гордости своими детьми. Такие голоса, что диву даешься, да ещё и полиглоты в придачу, исполняют песни на разных языках. Недавно наша вокальная студия при Дворце культуры «Гармония» получило звание «Народный», такое дорогого стоит.

— И какой же репертуар предпочитаете?

— Самый разнообразный, от народных песен до классики. Если говорить о классической музыке, то, пожалуй, больше всего люблю Чайковского и Рахманинова, однако считаю, что эстрадная музыка тоже может быть весьма достойной. Ведь, кроме хора, я веду эстрадный вокал, да и сама часто выхожу на сцену. Кстати, гран-при в Болгарии мы взяли с песней «I need a hero», а это – мировой хит.

Иногда кажется, что в наше время эстрадная музыка сильно понизила планку, но не могу согласиться с подобным мнением, просто всё та же коммерческая составляющая мешает появиться на экранах по-настоящему талантливым произведениям, и это очень грустно…



Седьмого февраля  в ДК «Гармония» г. Белоозёрский была представлена концертная программа по случаю моего юбилея. Я и мои ученицы — солистки вокальной студии «Гармония» — исполняли эстрадные песни — от ретро до современных композиций, различных по жанру и стилю. Очень радостно было видеть много зрителей, приятно, что наше творчество интересно стольким людям. Сколько теплых и благодарных слов мы услышали по окончании мероприятия! Это очень вдохновляет и даже окрыляет.

— Как проводите свободное время?

— Зимой по возможности с удовольствием катаюсь на лыжах, если погода позволяет, хотя иногда приходится после лечить горло, ведь для меня голос – основной инструмент. Всегда жду лета с нетерпением, купаться в наших озёрах – ни с чем несравнимое удовольствие. Да и просто гуляю в лесу, природа лечит и неизменно делится с нами своей гармонией, всё прощая людям.

— От всей души поздравляю Вас с прошедшим юбилеем и желаю Вашему коллективу и Вам лично продолжать как можно чаще радовать публику, ведь настоящая музыка – это всегда праздник, и хочется, чтобы праздников в жизни было много!

 Беседовала Елена ХМЫРОВА


#воскресенск #новости #куйбышевец #крупнымпланом #интервью

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.