Восток – дело тонкое — Воскресенская газета Куйбышевец

Восток – дело тонкое

Романа Хлопотова можно смело назвать одним из молодёжных лидеров Воскресенска. Поскольку официальная возрастная планка молодёжи за последнее время снова повысилась (теперь молодыми закон считает людей до 35-летнего возраста), то, по словам Романа, он «снова помолодел». Но для многих он уже давно является авторитетным наставником, а именно – успешным тренером такого известного боевого искусства, как карате — в муниципальной Спортивной школе боевых искусств.



— Роман, почему «карате», а не другие восточные единоборства, например?

— Как говорится, ничто не предвещало такой судьбы. Спорт мне всегда был не чужд, пробовал себя в детстве почти во всём, в том числе – в лёгкой атлетике, фехтовании, но увлёкся по-настоящему футболом. Бросил играть после травмы, уже по окончании школы. Думаю, травма получилась случайно – бывает, не разогреешься достаточно перед игрой, или другие мелочи сыграют роль. А в спорте, как понял на собственном опыте, мелочей не бывает. Но в Коломенский институт (МГОСГИ) поступил, специализируясь на футболе, а по выходе из института было две дороги – в преподаватели физкультуры или в тренеры.

— Заинтриговали, а карате здесь причём?

— Тут вмешался случай, представителем которого в данном стечении обстоятельств стала моя супруга, которая с юных лет занималась этим видом спорта. Она вела детские группы, иногда приходилось подменять её на тренировках, и постепенно втянулся, а главное – заинтересовался.

Стал посещать семинары, разнообразные тренинги, для чего часто приходилось ездить в Моск-ву. Познакомился с настоящими мастерами, изучил предмет, хотя в этой области знания приобретаются постоянно. Наконец попробовал выработать собственную методику на основе полученной информации, которой и стараюсь пользоваться, по мере сил совершенствуясь.

Ещё хочу воспользоваться возможностью поблагодарить всех моих учителей, и особенно – Анатолия Михайловича Гизятова, открывшего мне, и не только мне, путь в карате, а также сенсея Сергея Сергеевича Полковникова, моего наставника в технике и практике, Сергея Евгеньевича Крылкова, наставника по практике спортивного судейства. Ну и конечно же, особо — мою супругу, Ирину Иванову, с которой мы вместе покоряли вершины карате.

— Тренировали детей поначалу в Коломне?

— Нет, сразу работали с женой по Воскресенскому району. Тут за тренерами закреплены разные территориальные участки, мы начинали с Белоозёрского, с Лопатинского. Потом постепенно присоединились группы в Конобеево, а также в Москворецком квартале. Группы бывают разные – по 15-20 человек, иногда — вплоть до сорока. Карате ведь теперь – олимпийский вид спорта, есть перспектива для участия в соревнованиях.

— Как считаете, «русское» карате отличается от исконно восточного?

— Конечно, поскольку сами люди разных национальностей также имеют свои характерные черты и особенности. Непременная составляющая любого из восточных боевых искусств – это огромная самодисциплина и обязательное уважение к старшим. Ну, а сам спорт уже меньше подразумевает глубокую философию, на основе которой он возник, поскольку в наше время господствующий стимул – это спортивные награды, что важно не только для самого спортсмена, но (и это главное) для страны, которую он представляет. Сейчас спортсмены из «восточных» стран в массе часто не являются лучшими в восточных боевых искусствах, хотя отдельные мастера, безусловно, достигают впечатляющих высот.



— Тут, наверное, философия отходит на второй план, конечно. А что можете сказать о костюме для занятий?

— Здесь почти ничего не изменилось, поскольку традиционное кимоно полностью отвечает современным требованиям, не стесняя движения соперников во время боя и спортсменов на тренировках. Форма должна быть всегда чистой и тщательно высушенной, за чем следит сам владелец. Но не для всех боевых искусств материал кимоно одинаков, для дзюдо, например, нужен более плотный «тяжёлый» материал, а в карате необходима лёгкость. Нашим современникам приходится несколько легче, чем мастерам древности, поскольку костюмы с добавлением синтетики требуют более простого ухода и не «садятся» при стирке.

— Сколько же лет самым юным Вашим ученикам?

— Принимаю в группы с 4-5-ти лет, начинается обучение с ОФП (общая физическая подготовка). В дальнейшем задания усложняются, приобретают вполне определённую специализацию. На уроках, давая задания, обычно разбиваю детей на пары, чтобы сразу имели перед глазами противника. К тому же, так легче замечать ошибки и недостатки. С детьми часто и родители приходят заниматься, ко мне уже и бывшие ученики собственных детей приводят.

— А мальчики и девочки занимаются по разным программам?

— Нет, занятия общие, а состав разнообразный – иногда больше мальчиков, а и иногда – девочек. Девочки взрослеют раньше, поэтому и результатов часто раньше добиваются. На первенстве Европы, состоявшемся в Словакии в 2017-м году, наши ученики завоевали золотые медали, а на первенстве России в 2019-м наша ученица Наталья Кознова завоевала 3-е место среди 16-летних спортсменок и вошла в состав национальной сборной. В прошлом году соревнованиям помешала пандемия, к сожалению.

— Одно время восточные единоборства в нашей стране запрещались, как провоцирующие агрессию.

— Да, были такие времена, к счастью, они прошли. Согласен, подростку хочется, как правило, выделиться, показать сверстникам свои умения. Но первое, чему мы учим с самого раннего возраста, это применять своё искусство только ради самообороны и защиты слабейшего. Это становится почти инстинктом, к тому же «лишняя» энергия растрачивается на тренировках. Но к отпору каратист должен быть всегда готов, и если получил удар – значит, сам виноват, неправильно и недостаточно быстро отреагировал на нападение.

— Были у Вас или у Вашей супруги случаи, когда пришлось применить навыки карате в обычной жизни?

— У себя такого не припомню, может, какие-то мелочи и произошли, но уже забылись, жена тоже, похоже, ни с чем подобным не сталкивалась. А ребятам, насколько знаю, приходилось использовать своё искусство в рамках самообороны, но ничего серьёзного не случалось.

Кстати, в соревнованиях существуют особые ограничения для участников моложе 18-ти лет, например, запрещён контактный удар в голову. За нарушения строго наказывают, во всяком случае, на победу при таком нарушении рассчитывать уже не приходится.

— Наверное, тренерскому успеху немало способствует умение общаться с коллективом.

— Думаю, да, а я со школьных времён задействован на общественных работах. Был заместителем старосты, в институте тоже принимал активное участие в общественных мероприятиях. А по окончании института спорткомитет выдвинул мою кандидатуру в молодёжный парламент Московской области, и два года я участвовал в его заседаниях как молодёжный парламентарий. Сложновато было совмещать это с основной работой, но такая деятельность не только нужна, но и очень интересна.

Сейчас я вхожу в воскресенскую Общественную палату, на заседаниях которой решаются насущные проблемы нашего округа, вношу в её деятельность посильный вклад.

— В деятельность палаты, как и во всё остальное, думаю, вмешалась пандемия…

— Конечно, многие заседания вынуждены были проводиться онлайн, исключая выборы председателя. Постепенно жизнь возвращается в нормальную колею, тренировки сейчас мы проводим уже в обычном режиме, без особенных мер безопасности, ограничиваясь только необходимой дезинфекцией.

А в разгар пандемии нас привлекали даже в качестве волонтёров для патрулирования улиц вместе с патрульной полицейской службой. Участвовали, естественно, только старшие ученики. Разъясняли прохожим обстановку, инструктировали. Помогали развозить продукты пенсионерам, так что в стороне не остались, внесли свой вклад в борьбу с вирусом.

— Интересно, Ваше участие в программе донорства тоже связано с пандемией?

— Нет, сдавать кровь я начал гораздо раньше, в 2016-м году, в поддержку каких-то акций и дней донорства, уже точно не помню. А сейчас сдаю и в дальнейшем планирую сдавать кровь и плазму крови на регулярной основе, ведь, имея возможность помогать людям, надо это делать. Да и моральное удовлетворение испытываешь от мысли, что, возможно, удалось кого-то спасти.

— Ваша общественная деятельность тесно переплетается с профессиональной…

— Конечно, но я стараюсь и над собой работать в спортивном плане, совершенствоваться по мере возможности. Сочетаю работу тренера с судейством соревнований, сейчас имею статус судьи всероссийской категории, в перспективе есть шанс дорасти до судьи международной категории.

— Если выпадает свободное время, на что предпочитаете его тратить?

— По-прежнему люблю поиграть в футбол, когда бывает возможность. А сравнительно недавно увлёкся аквариумистикой, завёл дома аквариум на 300 литров и любуюсь подвод-ной жизнью. Среди подводных растений, которые тоже требуют заботы, скользят скалярии и другие красавицы-рыбки. Не знаю, связано ли это психологически с восточными боевыми искусствами, но любование подводным миром могу сравнить с настоящей полноценной медитацией.

А из «наземных» питомцев дома у нас проживают две собачки – мопс и чихуахуа, но это уже увлечения супруги.

Рыбки мне помогают отдохнуть душой и телом, для этого завожу только таких, которые не дерутся и друг друга не едят, поэтому в их изолированном «море» царят полный мир и согласие.

 Беседовала Елена ХМЫРОВА

На заглавном фото к материалу: Роман Хлопотов с супругой — Ириной Ивановой 


#воскресенск #новости #куйбышевец #интервью #крупнымпланом

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.