Химкомбинат. Первый директор Изот Хомутов — Воскресенская газета Куйбышевец

Химкомбинат. Первый директор Изот Хомутов

На главном фото к нашему материалу — самое начало строительства Воскресенского химкомбината… Так стартовала реализация задуманных партией и правительством планов: «По химической промышленности намечается строительство химических комбинатов (Березняковский, Московский на егорьевских фосфатах, в Донбассе и т.д.), причём производство химических удобрений в 1932/33 доводится до 8 с лишним млн тонн против 175 тыс. т в 1927/28 году».  Из материалов XVI конференции ВКП(б), 23-29 апреля 1929 года.


ХХ столетие ознаменовалось бурным техническим прогрессом. На сельскохозяйственных угодьях плуги  на конной тяге стали медленно, но устойчиво заменять тракторами. Появилась возможность широко применять минеральные удобрения, которые просты в использовании и легко дозируются.

Осенью 1926 года группа работников Московского государственного треста основной химической промышленности встретилась с председателем Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) Валерианом Куйбышевым. Темой обсуждения стала промышленная переработка фосфоритов Московского бассейна на минеральные удобрения.

К тому времени советские химики имели подробное описание  месторождения. Ещё в 1908 году минеролог, профессор Яков Владимирович Самойлов организовал комиссию по геологическому исследованию фосфоритов в России. Геологи Иванов и Казаков провели разведку в бассейне рек Березовки и Медведки и в 1913 году представили подробный отчёт по результатам своих изысканий.  Месторождение назвали Егорьевским.

В 1927 году  сотрудники Мосхимоснова (объединение предприятий основной химической промышленности Московской области),  выполняя поручение В.В.Куйбышева, предоставили в Центральную комиссию по разработке проекта первого пятилетнего плана технические расчёты и предложения.  Были намечены мощности основных объектов из расчёта добычи 300 тыс. тонн руды в год.

Площадь, где раскинулся химический комбинат им. В.В. Куйбышева, представляла собой ровное широкое поле. Земля до революции принадлежала помещику Грамотину, а после Октября – совхозу «Красный Восток». Летом 1929 года территория, засеянная клевером, походила на большой ковёр из красных и белых цветов. Там и стали обосновываться первые строители «Восхимстроя». Новосёлы разгружали ящики, вынимали инструменты и складывали их прямо на землю. Вскоре на строительной площадке среди штабелей леса, кирпича и металла появилось первое жильё – бараки. Так в тридцатые годы возникли Первая и Вторая Заводская улицы. Жилье для первостроителей строилось на скорую руку, считалось временным и было плохо приспособлено для постоянного проживания. Однако история распорядилась по-своему — последний барак на комбинате был снесён только в 1967 году.

В двадцатые годы экономика страны переживала глубокий кризис. Это отразилось и на строительстве завода. Остро ощущалась нехватка материалов, отсутствие того, что сейчас мы называем малой механизацией, не хватало рабочих рук и квалифицированных специалистов. Работа в основном проводилась вручную. На вооружении были кувалда, молоток, лопата, шлямбур, зубила, «коза» (ручная переноска кирпича) и тачка… Бетонные конструкции заливались вручную при помощи тесовой опалубки и передвижной мешалки. Весь материал подвозили на лошадях «грабари». Темпы строительства были низкими.

В октябре 1930 года руководителем построечного правления Восхимкомбината назначается Изот Семёнович Хомутов. Побывав на стройке, он объективно оценил сложившуюся ситуацию. Ещё со службы на Балтийском флоте он познал всю мощь матросского бунта и несокрушимую силу дружного коллектива. Простой в общении, требовательный и принципиальный в работе Хомутов с первых дней сумел сплотить вокруг себя людей всех специальностей и, что самое трудное, разных национальностей.  В сжатые сроки наладилась работа многочисленных подрядных организаций, которые неукоснительно стали выполнять объёмы строительно- монтажных работ.  Позже те, кто строил и пускал комбинат, с гордостью и любовью говорили: «наш Хомутов».


Из воспоминаний ветерана К.М. Горшкова:

«Нам дали задание директора Восхимстроя дать электрический ток для ночных работ по строительству силосов цеха фосфоритной муки. Работали с душой, с большим увлечением и энергией под руководством Петра Андреевича Силаева. В течение 20 часов всё было готово, монтаж окончен. Пуск! Как это здорово, загорелась первая электрическая лампочка на рабочей площадке силосов. Сколько было радости и волнения для нас и для бригады, выполняющей бетонные работы по строительству силосов цеха фосфоритной муки!»



22 января 1931 года цех фосфоритной муки был введен в эксплуатацию и   директор Воскресенского химического комбината Изот Семенович Хомутов принял первые тонны продукции. Это придало новый импульс в работе. В 1932 году заработал весь цикл производства минеральных удобрений: фосфоритная мука, суперцех, канатная дорога и первая система башенного сернокислотного цеха.

Мы должны знать и помнить, что каждый пуск сопровождался великим напряжением и выявлял свои проблемы. Коллектив завода формировался из вчерашних строителей, которые в большинстве своей массы были неграмотными. Для них был организован ликбез (ликвидация безграмотности). Они только научились читать по слогам, а им необходимо было преодолеть новый рубеж —  освоить работу вагона Бескова, запустить печи Гумбольдта, обслуживать башни Гей-Люссака, покорять «лисий хвост»…

При рекордно быстрых темпах строительства новых производств не всегда удавалось в полной мере реализовать технический проект. Временные решения, как правило, внедрялись за счёт использования ручного труда в цехах.

Из воспоминаний ветерана А.Ф.Илясова:

«Мне пришлось испытать все «прелести» ручного труда. Очистка суперсилосов, расчистка завалов, вагонов Бескова, суперленты. Особо занятной штурмовая работа была на складе готовой продукции, где находилась деревянная эстакада с узкоколейной дорожкой. Вагонетки, наполненные суперфосфатом, люди в лаптях, в онучах толкали по шпалам примерно метров на 250. И так каждую смену, каждый день».

По временной схеме подавали в башенный сернокислотный цех колчедан и отвозили огарок, используя конную тягу.  Пройдет несколько лет, когда в строй введут колчеданное отделение и заработает механизированная схема удаления огарка.

Из воспоминаний Ф.А. Ермолова:

«Приехав на комбинат, я был разочарован. Что я увидел: цех фосфоритной муки, башенный сернокислотный цех, суперфосфатный цех и небольшие ремонтные цехи — и это всё. Но сколько было грязи, пыли и разлитой кислоты и, главное, большого «лисьего хвоста» и ручного труда. Но, проработав некоторое время, я увидел, что самого-то главного я в первые дни и не заметил: гордости людей, работающих и выпускающих впервые продукцию».

Директор комбината занимался не только производством. Под его руководством закладывались дома №12,14 и 16 по улице Октябрьской, в которых и в настоящее время живут воскресенцы. Началось проектирование фабрично–заводской семилетней школы на улице Советской…

Удивительна судьба Изота Семёновича Хомутова. Он  родился в семье крестьянина-бедняка. Окончив церковно-приходскую школу, сразу со школьной скамьи пошёл в батраки. В ту пору ему было десять лет. В 1913 году Изота призвали в армию. Грамотного, физически крепкого парня отправили на флот. Его матросская служба началась с обучения профессии судового механика. В 1914 году дипломированный механик получил назначение на линейный корабль «Гангут», который был зачислен в состав действующего флота в ноябре 1914 года. Могучий корабль своё название получил в честь первой победы регулярного российского флота над шведами у мыса Гангут в 1714 году. На планете полыхала первая мировая война, а линкор практически не покидал порта приписки Кронштадт. Экипаж тяжело переносил сложившееся обстоятельства, у матросов росло недовольство, рождался революционный настрой. Изот Хомутов горячо отстаивал интересы матросов. С первых дней Февральской революции он был избран в Гельсингфорсский Совет матросских депутатов, где работал членом военно-технической комиссии, а затем и в комиссии Кронштадской морской артиллерии. В тревожные двадцатые годы Хомутов служит военным   комиссаром Приволжского артиллерийского управления (Казань-Нижний Новгород-Симбирск), Западносибирского окружного артиллерийского управления (Омск), затем в Тифлисе. Военную службу он оставил в 1922 году и перешёл   на гражданскую работу. В 1930 году ему поручают возглавить строительство Московского комбината на егорьевских фосфатах, который впоследствии получил название Воскресенский химический комбинат.

После выполнения поставленной задачи первый директор химкомбината в 1932 году был направлен в Усолье Иркутской области на строительство нового химзавода.

В который раз И.С. Хомутову пришлось вновь всё начинать «с нуля». Исходя из опыта работы, он, в первую очередь, стал формировать вокруг себя грамотный коллектив, способный решать сложнейшие технические и организационные вопросы. В результате уже к середине 1936 года корпуса химических производств готовили к пуску.

Директор комбината не успел принять первые тонны продукции. Партия и правительство посчитали нужным использовать его огромный опыт строителя на возведении завода №96 в городе Дзержинске. Коллектив завода встретил директора И.С.Хомутова неласково. Многие откровенно были недовольны тем, что Хомутов приехал в Дзержинск со своей командой специалистов. Он столкнулся с упрямым сопротивлением персонала и, за долгое время работы, у него не получилось сплотить инженерные силы, создать дружный коллектив, способный вывести строительство из прорыва. Проблемы, возникшие задолго до приезда нового директора, не представлялось возможным решить без поддержки Главка. Позднее его соратник и друг главный инженер К.Я.Мареев писал в объяснительной записке: «полная неподготовленность строительства к плану 1936 года, исключительно скверное снабжение материалами, резкое запоздание монтажных работ, смена руководства и почти всего аппарата в разгар работ…»

Представители Главка этого не услышали. В 1937 году И.С. Хомутов был арестован. Его жизнь трагически оборвалась в 1940 году. Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР № 4н-020147/56 от 21.12.1956 года Изот Семёнович Хомутов был реабилитирован посмертно.

Прошли годы, но в памяти воскресенских химиков Изот Семёнович Хомутов остался руководителем и человеком, посвятившим себя служению народа.

 Галина ВАСИЛЬЧУК, главный хранитель фондов отдела краеведения Воскресенской ЦБС


#воскресенск #новости #куйбышевец #вму #вму90 #нашхим #воскресенскийкраевед #уралхим

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.