Воскресенский «побратим» испанской Малаги — Воскресенская газета Куйбышевец

Воскресенский «побратим» испанской Малаги

Редко встретишь в наших краях человека, который не знал бы, что в д. Щербово располагалась когда-то войсковая часть, входившая в состав кольцевой противовоздушной обороны Москвы. Началом создания этой системы послужило секретное постановление Совета министров СССР, подписанное 70 лет назад – в августе 1950 г. Причем здесь упомянутый в заголовке испанский город? Об этом рассказывают авторы книги «Малага» – подполковники запаса Василий Феодосьевич ДАЦЮК и Юрий Дмитриевич ТРИОДИН.



Немного геополитики

Вторая мировая война показала доминирование авиации над ПВО: зенитки и истребители не защищали от налетов, а лишь ослабляли силу удара. С появлением ядерного оружия прорыв даже одного самолета грозил тяжкими последствиями. Новые зенитные орудия не решали проблему: скоростной бомбардировщик на высоте 10 км проходил зону обстрела за несколько секунд, а винтовые истребители на больших высотах теряли маневренность.

Когда летом 1950 года началась война в Корее, опасность конфликта между СССР и США возросла, потребовалась комплексная защита Москвы от возможных воздушных атак. Началась реализация очень сложного проекта по созданию многоканальной ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети.

Расчеты показали, что для этого требуется 56 зенитных комплексов, размещенных на двух кольцах: на внутреннем (45-50 км от центра Москвы) — 22 комплекса, на внешнем (радиус 85-90 км) – еще 34. Суммарно они создавали сплошное поле поражения на высотах 3-25 км. Бункеры ракетных комплексов могли выдержать прямое попадание 1-тонной бомбы. Транспортная связь между зенитными воинскими частями поддерживалась по двум кольцевым шоссе (ныне федеральные дороги А-107 и А-108).

«Кекс» и другие

Воскресенский район попал во внешнее кольцо ПВО. У нас базировались 2 части – близ деревень Щербово и Степанщино. У первой был позывной «Малага», у второй — «Лабазник». Не менее загадочные позывные имели и другие войсковые части данной системы – «Кекс», «Завхоз», «Кадка», «Каплун» и пр. Придумывались они для того, чтобы враг по ним не догадался о месте дислокации комплекса.



Авторы книги «Малага» служили близ Щербово в в\ч 51848, о которой и рассказали. Ракетный дивизион там оборудовали на месте д. Николаевка, а ее жителей переселили в другие деревни. Первыми строителями были заключенные. Вскоре их сменил стройбат. Военный городок стал наполняться людьми.

— Из Пушкинского радиотехнического училища нас выпустили досрочно, — рассказывает Ю.Д.Триодин. — В декабре 1952-го мы отправились в в/ч 51848. Ехали в открытом кузове. Несколько раз останавливали машину, чтобы мы делали пробежки.

На долю лейтенантов-первопроходцев выпало немало трудностей. Они косили на замерзших болотах сухой камыш, которым вместо соломы набивали матрасы для прибывающих специалистов. Собирали в лесу хворост для печного отопления…

Вскоре открылась столовая. Офицеров-холостяков поставили на котловое довольствие. Для семейных же дорога за продуктами была одна — пешком до ст. Конобеево, а далее по ж/д в Воскресенск или Москву.

— В ту пору в наших местах отсутствовало автобусное движение, — рассказывает Ю.Д.Триодин. – Вспоминаю, как лейтенант Ганичев, прибывший на службу, шел вместе с женой, месячным ребенком и двумя чемоданами от Конобеева до городка.

В 1954 г. в\ч 51848 завершила монтаж и настройку аппаратуры. В 1955-м Госкомиссия приняла на вооружение весь зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-25 «Беркут», защищавший небо столицы.

Выезд на полигон

В феврале 1956 г. часть отправилась в Астраханскую область на полигон Капустин Яр. Ехали в товарных вагонах. В одном — офицеры, в трех — рядовые и сержанты. Вагоны оборудовались печками, фонарями со свечами, нарами. Доставка пищи — в термосах во время остановки.

Кульминация учений — стрельба ракетой по дюралевому уголку, сброшенному на парашюте. Понятно, что такие условия далеки от боевой обстановки: отметка от уголка крупная, снижается медленно, радиопомехи отсутствуют. Словом, первый пуск был, скорее, психологическим испытанием.

Выезды на полигон стали регулярными. В книге «Малага» рассказывается, что в\ч 51848 демонстрировала там отличные результаты, хотя условия учений усложнились: стреляли по летящему на автопилоте истребителю. По возвращении в Щербово военнослужащих всегда ждала торжественная встреча с духовым оркестром.

На боевом дежурстве

В июле 1956-го в/ч заступила на боевое дежурство. Появилась ответственность за безопасность Москвы. Время готовности ЗРК к отражению воздушной атаки должно быть меньше подлетного времени средств нападения противника. В любой ситуации через 3 минуты после сигнала «Тревога» все должны находиться на рабочих местах.

— Боевое дежурство – квинтэссенция службы в ПВО, — вспоминает В.Ф. Дацюк. — Уходишь на неделю, оставляя семью и свои проблемы по ту сторону. Все 7 суток было и тяжело, и напряженно, и ответственно.

Несение дежурства означало постоянный контроль со стороны вышестоящих штабов, поэтому внезапного появления комиссии можно было ждать в любое время. Однако сигнал «Тревога» утром 1 мая 1960 года прозвучал совершенно неожиданно: обычно в подобные дни тревога не объявлялась — это делалось накануне праздника, дабы встряхнуть боевые расчеты.

Из книги «Малага»: «Заняли рабочие места, привели в готовность станцию, ждем. Чувствуется, что это не учебная тренировка. По громкоговорящей связи запомнились фразы: «Самолет в районе Свердловска» и «Самолет сбит». Вскоре последовала команда «Отбой».

Для тех, кто не в курсе: американский самолет-разведчик «Локхид-У-2» дошел тогда через Среднюю Азию до Урала, где его и поразила зенитная ракета.

Военные награды в мирное время

Все командиры полка до 1976 г. были участниками Великой Отечественной войны. Но и в мирное время офицерам доводилось участвовать в боевых действиях.

В книге «Малага» раскрыта неизвестная страница истории в\ч 51848: «В 1982 г. израильские ВВС вывели из строя зенитно-ракетные комплексы советского производства С-75 и С-125. Было принято решение направить в Сирию два ЗРК С-200. От в\ч 51848 туда поехали капитан Красноженов, лейтенант Гребенщиков и прапорщик Пресняков. В течение двух лет в тяжелых климатических условиях им пришлось выполняли задачи по усилению ПВО Сирии. В Щербово они вернулись с медалями «За боевые заслуги».

Такую же медаль в мирное время получил майор А.Ф.Подшивалов. Полковники В.И.Курбаков и Г.К.Макаров удостоились ордена «Красная Звезда». Были в полку и другие награжденные офицеры и прапорщики, несшие службу во Вьетнаме, на Кубе, в Египте…

Автограф Жерара Филипа

Расскажем о досуге военнослужащих. У холостых офицеров поначалу был единственный «очаг культуры» — клуб в с.Барановское. Там ежедневно шло кино, а перед сеансом устраивались танцы под радиолу. Визит в Барановское давал свои результаты, и офицеры женились на местных девушках. Когда в Воскресенске построили Дворец культуры и наладилось автобусное сообщение, военнослужащие стали ездить в ДК на концерты и другие мероприятия. Иногда офицеры с женами выбирались в Москву.

— Однажды мы смотрели в Большом театре балет «Бахчисарайский фонтан», — вспоминает Ю.Д.Триодин. – В зале находился приехавший на Московский кинофестиваль французский артист Жерар Филип – «звезда» мирового уровня! В антракте толпа зрителей штурмовала его ложу, желая взять автограф. У меня с собой был свежий журнал «Огонек» с фото артиста, где знаменитый гость и расписался.

Со временем в\ч 51848 обзавелась собственным клубом. Появилась художественная самодеятельность. Огромную роль в организации взрослого и детского досуга играл женсовет, состоящий из жен офицеров и прапорщиков. О них в книге «Малага» сказано много добрых слов.

Нельзя не упомянуть очень популярные празднования Дня рыбака. По весне в пруд военного городка запускали мальков карпа. Во второе воскресенье июля в 4 утра по сигнальной ракете начиналась ловля. Завершался праздник коллективной ухой в тени деревьев.

ЧП районного масштаба

Из песни слов не выбросишь… Случилось однажды в части ЧП, о котором шептался весь район.

Осенним вечером 1974 г. в городке заревела сирена. Дежурный доложил: «В дивизионе нападение на часового». В «караулке» на полу обнаружили рядового Д. с бледным лицом. Рядом лежал булыжник. Оказалось, что на пост пришел командир взвода лейтенант Б., который ударил патрульного по голове, забрал карабин с патронами и скрылся.

Из книги «Малага»: «На место прибыла милиция с собакой, но по горячим следам найти беглеца не удалось. Позднее выяснилось, что он прятался в стоге сена близ ст. Лопатино, а затем уехал на товарном поезде».

Поиски вооруженного преступника затягивались… В Воскресенск вызвали его родителей. Из Генштаба прибыла комиссия во главе с генералом. А через пару недель оголодавший беглец обворовал на ст. Михнево продовольственную палатку, на чем и попался. Военный трибунал осудил его на 7 лет. До сих пор не понятно, какую цель Б. ставил перед собой? А пострадавшего солдата вылечили и комиссовали.

Система С-25 ушла в прошлое

Наступали новые времена. Вероятный противник отрабатывал способы преодоления ПВО, используя полеты на малой высоте. Чтобы как-то решить проблему, в части оборудовали огневую ячейку для пулемета ДШК. Однако это могло только замедлить отмирание системы С-25.

В середине 1980-х полк расформировали. Знамя было сдано. Печать в\ч 51848 уничтожили, разрезав на кусочки. Напоследок закатили в клубе прощальный ужин для офицеров, прапорщиков и членов их семей.

— Приказ о расформировании Щербовской части я встретил, исполняя должность замполита полка, — вспоминает В.Ф. Дацюк. – С тяжелым чувством, что и говорить, мы все восприняли это решение.

В 1985 г. на позициях части разместили дивизион ЗРК С-300. А в 1998-м вооружение убрали полностью. Городок стал дачным местом. Но у пяти двухэтажных домов бывшего комсостава появился новый адрес: д. Щербово, ул. Малага.

За помощь в написании материала автор благодарит историка Марину Горидько.

Сергей КИСЕЛЕВЗаслуженный работник печати Московской области


#воскресенск #новости #куйбышевец #крупнымпланом #воскресенскийкраевед

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.