5 июля информационные ленты Подмосковья сообщили тревожную новость: «Во вторую городскую больницу Воскресенска был доставлен и прооперирован 13-летний подросток с проникающим сквозным ранением брюшной полости. По предварительным данным, мальчик вместе с друзьями поехал на рыбалку на велосипедах. Во время движения по проселочной дороге он потерял равновесие и упал с велосипеда на металлическую подставку для удочки, которую держал в руках». Заочно посочувствовав пареньку, читатель наверняка быстро забыл об этой информационной «молнии». Однако из хирургического отделения, куда «скорая» быстро доставила неудачливого рыбака, эта новость выглядела совсем по-другому…
О том, как развивались события, мы попросили рассказать заведующего хирургическим отделением Воскресенской районной больницы №2 Андрея Зверева. В его памяти этот необыкновенный день оставил и тяжёлые, и вместе с тем радостные воспоминания. Дорога к спасению юного пациента была нелёгкой…
«Жаркий июльский воскресный день. Люди радуются солнышку, загорают и купаются. В пятом часу вечера в кармане забарабанил мобильный… Звонил дежурный хирург Второй воскресенской районной больницы Максим Гудков: только что бригада скорой помощи доставила в приёмный покой мальчика, пронзённого какой-то пикой. Проникающее ранение грудной и брюшной полости, повреждение печени, кишечника, возможно, магистральных сосудов, верхнего полюса правой почки? Нужны помощь и совет.
По дороге в больницу звоню заместителю главного врача по хирургии, чтобы был в курсе, заведующему урологией – если повреждены мочевые пути, заведующему АРО (отделение анестезиологии и реанимации – прим.ред.) — если потребуется переливание компонентов крови…
Все коллеги на дачах, в кругу семьи, кто на берегу реки. Через 10 минут я уже в операционной. На операционном столе сидит мальчишка с выходящей из груди «пикой». Её острый конец торчит из поясницы, как раз по средней линии, в проекции позвоночника – но мальчик, слава Богу, может пошевелить ногами.
Парень говорит, что ехал на велосипеде с рыбалки, держал в руке рогатку для удочек. Когда кубарем падал с велосипеда, рогатка воткнулась в тело. Ситуация жуткая. Особенно, когда главный ее участник – ребенок.
Но коллеги уже работают: операционные сёстры Наталья Шипулина и Виктория Гремячева уже готовы к операции, развернут инструментальный столик, подключаются провода коагулятора, гармонического скальпеля, собираются трубки аспиратора. Анестезистка Елена Спиридонова готовит к работе наркозный аппарат, постовая медсестра Елена Снегерева берёт кровь на анализ и группу. Многоопытный анестезиолог Константин Мурин под контролем УЗИ устанавливает центральный венозный доступ (под наведением УЗИ — дежурный хирург Максим Витальевич — на все руки мастер: и хирург, и врач УЗИ), второй дежурный хирург Рамазан Агасиев поддерживает мальчика, который, кстати, вел себя очень спокойно и мужественно.
По телефону связываемся с профессором из института Склифосовского Андреем Андреевичем Гуляевым (Хирургом и Человеком с большой буквы, врачом с энциклопедическими знаниями и багажом необыкновенного опыта: чего он только не повидал на своем хирургическом веку), — чтобы был рядом с телефоном и можно было посоветоваться во время операции. Ситуация сложная, как уравнение со многими неизвестными.
Даже такая простая, казалось бы, вещь, как положить пациента на стол, в данном случае — целая проблема: из поясницы сантиметров на 10 торчит «пика»! Извлекать её нельзя – может случиться массивное кровотечение.
К этому времени в операционную «влетают» хирург Владислав Бурдаков, заведующий урологическим отделением Алексей Власов и заместитель главного врача по хирургии, главный хирург городского округа Воскресенск Сергей Макаров (он примчался из Коломны, нарушая все скоростные лимиты на трассе). Чуть позже из Песков приехал анестезиолог Григорий Муравьёв: теперь мы готовы к переливанию компонентов крови.
Трансформируем операционный стол, и, как хрустальную вазу, укладываем мальчика. Анестезиолог вводит его в наркозный сон. Как же безопасно избавиться от длинной «пики»?
К счастью, заядлый рыбак — Сергей Вячеславович Макаров вспомнил, что такие рыбацкие снасти состоят из металлического прута – сердцевины — и острой, но тонкостенной оболочки. Теперь мы знали, что делать: сердечник вынуть, а трубку откусить кусачками.
Та самая «пика»
Лапаротомия (разрез брюшной стенки для получения полного или частичного доступа к органам брюшной полости — прим.ред.), ревизия (осмотр): «пика» проходит через межрёберный промежуток, сквозь правую долю печени, чуть отодвигая желчный пузырь, проходит насквозь через двенадцатиперстную кишку в миллиметре от воротной вены, самой большой вены брюшной полости, скользит по позвонку и по срединной линии выныривает наружу. Достаём «пику», тампонируем рану. Короткий консилиум, все быстро излагают свое мнение и принимаем решение (самое сложное во время экстренной операции – принятие решения). Сергей Вячеславович мастерски зашивает отверстия в двенадцатиперстной кишке и печени. Рана в пояснице тампонируется специальной рассасывающейся гемостатической губкой. Кровотечение остановлено, целостность органов восстановлена. Тщательный осмотр, все облегчённо вздыхают: «парень в рубашке родился»! Какие-то миллиметры, и всё могло быть иначе.
Свои действия по телефону доложили профессору Гуляеву, вердикт: всё сделали правильно, но как будет протекать послеоперационный период, покажет время. Всю ночь от мальчишки не отходили Константин Анатольевич Мурин и дежурные сёстры АРО.
Наш главный врач, Юрий Наумович Райхман связался с Министерством здравоохранения Московской области, договорился о транспортировке паренька в детскую реанимацию МОНИКИ. Утром в стабильном состоянии и на самостоятельном дыхании мальчика забрала бригада реанимации МОНИКИ.
Потом было 12 дней ожидания: «Как он там, наш рыбачок? Выдержит ли анастомоз (восстановление соединенных во время операции полостей), не нагноятся ли раны в печени?» Наконец, в пятницу на пороге отделения появляется мама ребёнка и говорит, что его здоровым выписали из Москвы домой. У всех присутствующих, без исключения, на глазах слёзы, а на сердце неподдельная радость: «Спасён!» Вот так воскресенские врачи парня спасали. Будьте внимательны, берегите себя и будьте здоровы!»
Родители ребёнка, к которым редакция обратилась за разрешением на публикацию, ответили: «Все, что написано, действительно было так. Мы безгранично благодарны всем врачам, которые спасли жизнь сыну. Наши врачи и врачи в МОНИКИ сотворили действительно большое чудо. Врачу, который наблюдал сына в МОНИКИ, Владимиру Гацуцыну и всему медицинскому персоналу отделения — наша огромная благодарность!
И, конечно, отдельное спасибо — главному врачу Воскресенской больницы №2, исполняющему обязанности главного врача Воскресенской больницы № 1 Юрию Наумовичу Райхману: за его неравнодушие и помощь в организации последующей реабилитации».
На заглавном фото (слева направо): А.Зверев, А.Власов, С.Макаров, К.Мурин, В.Бурдаков
#воскресенск #новости #куйбышевец #вкурседела #чп #здравоохранение