История с географией
История планомерного исследования ледового континента Советским Союзом началась в 1956 году, когда там открылась первая отечественная полярная станция «Мирный». С тех пор наши ученые Антарктиду уже не покидали. Кто-то оставался там на зимовку, а кто-то работал в сезонных экспедициях летом, которое длится в Южном полушарии с декабря по февраль.
Обойтись без авиации эта деятельность не могла. С помощью вертолетов проходила доставка грузов с пришвартовавшихся у ледяной кромки кораблей на берег. Самолеты обеспечивали работу исследовательских экспедиций в глубине континента.
Антарктический авиаотряд базировался в ту пору на аэродроме Мячково в Раменском районе. Ежегодно в октябре четыре самолета Ил-14, два Ан-2 и пять вертолетов Ми-8 с экипажами перебрасывались в Ленинград, откуда морем отправлялись к месту назначения. Таким же образом по окончании летнего экспедиционного сезона авиаторы возвращались домой.
За сезон налет каждого экипажа на ледовом континенте достигал 300-350 часов. По трудам было и вознаграждение. От сограждан – почет и уважение, от государства –награды и деньги. За полгода сезонной экспедиции удавалось заработать на машину, а за год зимовки – на квартиру! Не удивительно, что многие люди стремились в Антарктиду. Но попасть туда можно было, только пройдя строгий отбор – почти как в отряд космонавтов.
Ночные полеты за Полярным кругом
Воскресенец Павел Минин, работавший в Мячково, в начале 1990-х гг. отправился на ледовый континент в качестве авиатехника. В России это был период упадка всех сфер деятельности, не приносивших прибыль. Коснулась разруха и Антарктических экспедиций. Финансирование сократили по всем направлениям, авиаотряд урезали до трех Ми-8 и одного Ан-2. Однако, по словам нашего земляка, самое страшное заключалось в том, что деньги на экспедицию выделили с опозданием, и корабли отправились в путь лишь в середине декабря. К месту назначения добрались в феврале, под занавес антарктического лета.
Есть в авиации такое понятие – минимум погоды. Согласно инструкции, при полетах у береговой черты южного континента он должен включать отсутствие стоковых ветров, видимость от 5000 метров, облачность не ниже 500 метров…
— С середины февраля хорошая погода в Антарктиде случается очень редко, и все страны прекращают штатные авиаработы, если только речь не идет о спасении людей, – вспоминал Минин. – А российским летчикам приходилось подниматься в воздух и в феврале, и в марте, и в апреле, и даже в мае – то есть глубокой антарктической осенью, когда стоковые ветры дуют почти беспрерывно, видимость не превышает километра, а на континент опускается круглосуточная полярная ночь.
На ледовом континенте тогда приходилось трудно не только пилотам. Ухудшились условия жизни полярников, стала ветшать техника. Знаменитые вездеходы «Харьковчанка» (в просторечии – «Хохлушка»), имевшие жилой отсек с кухней, туалетом и прочими удобствами, дорабатывали свой срок, а новых из зарубежного города Харькова не поступало…
Трудно стало с кадрами, поскольку заработки сильно снизились и выплачивались с задержками. Особенно не хватало техперсонала (водителей, ремонтников и пр.). Людей стали набирать по объявлениям, с улицы – «от пивных ларьков», как говорили сами полярники. Павел Минин слышал рассказ, будто в одну из зимовок на какой-то из антарктических станций скрывались от всероссийского розыска двое уголовников! Словом, докатились до «полярников в законе».
Впрочем, в итоге и эта экспедиция завершилась благополучно. Однако на автомобиль наш земляк себе не заработал. Он довольствовался хорошей охотничьей экипировкой и дорогой двустволкой. Но факт остается фактом – в освоении Антарктиды воскресенец Павел Минин участвовал.
«Синий крест»: байка или быль?
Подобный рассказ в различных интерпретациях мне доводилось слышать от нескольких полярников, в разное время побывавших на ледовом континенте. Вот один из вариантов.
Во время полуторамесячного плавания из Ленинграда в Антарктиду на экспедиционных кораблях существовал «сухой закон». А выпить народу хотелось. Тайно пронесенные на борт «заначки» быстро заканчивались. Дозаправка алкоголем происходила якобы при стоянке в Буэнос-Айресе. Чтобы сэкономить валюту, кто-то из антарктических первопроходцев додумался затариваться там дешевым медицинским спиртом. Найдя возле порта аптеку, полярники показали бумажку с химической формулой. Провизор выкатил на прилавок литровую бутыль с синим крестом на этикетке. Наши на пальцах объяснили, что надо еще 9 таких же. Тут аптекарь схватился за сердце и жалобно запричитал. Вокруг собралась толпа местных жителей, издававших сочувственные возгласы… Оказалось, этим спиртом у них обмывают усопших, и закупленной «огненной воды» хватило бы для обработки 20 покойников! Согласно легенде, адрес той аптеки передавался потом покорителями Антарктиды из поколения в поколение.
Попасть на южный континент теперь проще
Сейчас Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) работает в нормальных условиях. Аэропорт Мячково давно обанкротился, и этот путь из Воскресенска в Антарктиду оказался закрытым. Но попасть на ледовый континент хорошему специалисту теперь стало проще – достаточно заглянуть на официальный сайт РАЭ (raexp.ru) в раздел «Вакансии».
Вот сейчас там требуются: инженер технической поддержки по ИТ, специалист по спутниковой информации, инженер-приборист, ремонтники, сварщики, сантехники, электромеханики, механики-водители, специалисты по радиообеспечению и по локальным очистным сооружениям, метеорологи… Зарплата – от 60 000 руб. Бесплатное питание и обмундирование. Нужны мужчины от 30 лет, отслужившие в армии по категориям годности А, Б и Г; образование — высшее профессиональное; стаж по специальности — не менее 5 лет.
Ну, а при знании иностранных языков человек может попытать счастья на английских, австралийских и других зарубежных антарктических станциях, также имеющих свои сайты. Поэтому не исключено, что с годами количество воскресенцев, имеющих отношение к освоению ледового континента, будет увеличиваться.
Впрочем, имеется еще один способ увидеть Антарктиду с ее айсбергами, пингвинами и прочей экзотикой – это туризм. В порту Ушуайя на о. Огненная земля базируется много круизных кораблей. В нынешнем году одно из самых дешевых путешествий (12 дней, 4-местная каюта) обойдется в 6800 евро плюс перелет из Москвы и обратно.
Кстати. РАЭ имеет свои странички в социальных сетях. Там можно узнать о житье-бытье российских полярников. Оттуда взяты и помещенные здесь фотографии.
Спасение Его Высочества
Дополнительные шансы попасть в Антарктиду дает диплом Егорьевского авиатехколледжа. Это учебное заведение пользуется популярностью у воскресенцев (по утрам на автостанции можно видеть десятки парней и девушек в курсантской форме, едущих в Егорьевск). Мы расскажем о выпускнике ЕАТК, которому довелось стать участником весьма драматических событий. Учебу Виктор Сергеев закончил в 1955 году, и уже в 1957-м его включили в качестве бортмеханика в 3-ю Советскую антарктическую экспедицию…
Радиосообщение о ЧП поступило на советскую станцию «Мирный» 11 декабря 1958 года. Как оказалось, шестью днями ранее пропал вылетевший с бельгийской научной станции «Король Бодуэн» небольшой самолет, не имевший рации. На борту находилось 4 человека, включая принца Антуан де Линь. Его Высочество слыл искателем приключений и участвовал во многих рискованных экспедициях в качестве пилота.
В экипаже советского Ли-2, вылетевшего на помощь, 25-летний Виктор был самым молодым. На второй день поисков на горном склоне наши авиаторы обнаружили самолетик со сломанными лыжами и крылом. В кабине лежала записка, поясняющая, что бельгийцы направились к законсервированному продуктовому складу, где имелся вертолет. Расстояние – 130 км! Вскоре советские летчики нашли порванную палатку, из которой, судя по всему, безуспешно пытались соорудить буер (парусник для передвижения по льду и снегу).
На четвертый день поисков совершенно обессиленные бельгийцы, сидевшие в маленькой палатке, были спасены. Из провизии у них оставалось лишь две пригоршни сухофруктов и тюбик какао с молоком. Геодезист Лоодтс не мог сдержать слез, ведь в 1945 году русские освободили его из фашистского лагеря Освенцим. На станции «Король Бодуэн» экипажу Ли-2 согласно бельгийским традициям подарили в знак признательности по большому хромированному ножу. Повар приготовил праздничный ужин, а наши авиаторы украсили стол килограммовой банкой красной икры.
Отважным летчикам поступило по радио много поздравлений из разных городов СССР и из-за рубежа, а также от руководителя государства Н.С.Хрущева. Слова благодарности выразили король Бельгии Бодуэн I и его мать – королева Елизавета Баварская. Самые теплые телеграммы приходили от семей спасенных полярников.
По завершения антарктической экспедиция в апреле 1959 года экипаж Ли-2 был приглашен в Кремль для получения наград. Бортмеханик Виктор Сергеев удостоился ордена Трудового Красного Знамени и бельгийского ордена Леопольда. В дальнейшем он заочно получил высшее образование и летал в качестве бортинженера на лайнерах Ил-62 и Ил-86. В 1987 году вышел на пенсию.
Минувшей осенью на территории ЕАТК установили скульптуру авиамеханика (его тут же окрестили Егорычем). В числе почетных гостей был и Сергеев – на фотографии второй справа. Форменный китель Виктора Михайловича в верхней части украшают два ордена – бельгийский и советский.
Сергей КИСЕЛЕВ, Заслуженный работник печати Московской области
#людидела #воскресенск #новости #куйбышевец #очерк