Михаил Коробов: В память о Друге — Воскресенская газета Куйбышевец

Михаил Коробов: В память о Друге

Прошло сорок дней, как перестало биться сердце замечательного человека, верного друга, хорошего товарища и крупного инженера Анатолия Артёмовича Новикова. С этим человеком связана, пожалуй, вся моя жизнь. Огромное влияние оказал Анатолий Новиков на развитие Воскресенского химкомбината.


Помню, как после очередной комсомольской конференции в 1970 году он подошёл ко мне и сказал: «Миша, пора и делом заняться. Иван Васильевич Говердовский уходит на пенсию, приходи вместо него работать начальником отдела сбыта».

За 18 лет работы на Воскресенском химкомбинате, начав трудовую деятельность в 1955 году после окончания химико-технологического института, Анатолий Новиков прошёл все ступени кадрового роста: начальник смены, начальник отделений, начальник нескольких технологических цехов, в 33 года — главный инженер предприятия союзного значения, который осуществил мощную реконструкцию второй очереди Воскресенского химкомбината. А это и строительство цеха нитроаммофоски, и аммиачное производство, а также цехи слабой азотной и фосфорной кислот, цех КИПиА, центральная заводская лаборатория и многое-многое другое. На его счету более ста авторских свидетельств на изобретения, многие работы представлялись на ВДНХ и удостаивались золотых медалей.

И недаром. Анатолий Новиков обладал хорошей природной сметкой и смекалкой. О том, как эти качества ему пригодились, он вспоминал так: «Мне много пришлось бывать за рубежом. Когда выбирали процесс производства нитроаммофоски, мы поехали во Францию знакомиться с технологией её получения. Приехали на знаменитую фирму, которая занимается атомной промышленностью. Руководитель нашей делегации говорит мне: «Ты не показывай им, что знаешь французский язык». Перед нами развернули длинную схему. Я сижу и слушаю. И тут знание языка меня здорово выручило. И вдруг один из французов говорит другому: «Что ты её (схему) принёс, это уже старьё! Мы же им не ту схему показали!» Другой отвечает: «Да ладно, ладно!» Этой оговорки оказалось достаточно, чтобы мы поняли: нам навязывают старую технологию, от которой сами уже отказались. Сделка не состоялась.

А в Америке я знакомился с производством суперфосфорной кислоты.

— Как вы её получаете, какой процесс происходит? – спросили у хозяев.

— Ну, вот мы с растворителем прогоняем, перегоняем.

– Какой растворитель?

– Это наш секрет!

Идём по складу и видим, стоят бочки с изопропиловым спиртом. Всё! Нам этого было достаточно. И мы потом у Владимира Ивановича Лембрикова НИУИФе (Воскресенский научно-исследовательский институт по удобрениям и фосфорной кислоте) «сделали» процесс получения суперфосфорной кислоты».

За высокие трудовые успехи, важнейшие научные разработки и внедрение их в производство в 1974 году Анатолий Новиков был награждён высочайшей правительственной наградой — орденом Ленина.

В свои 40 лет Новиков был назначен заместителем министра химической промышленности СССР – одной из важнейших отраслей народного хозяйства того незабываемого времени. На этом посту он очень много помогал успешной работе химкомбината. Тогда основным показателем в работе промышленных предприятий было выполнение плана по реализации готовой продукции на 100 процентов. От этого показателя зависела премия 11-тысячного коллектива. Химкомбинат тогда ежегодно пускал в эксплуатацию всё новые и новые производства. Они не всегда осваивались в намеченные сроки и получались сбои в поставке их продукции. Поэтому приходилось решать много вопросов с основным потребителем  —  «Союзсельхозтехникой» по замене одного продукта на другой. Для положительного решения такого вопроса обязательно нужно подтверждение министерства химической промышленности СССР. И Новиков брал ответственность на себя, никогда не отказывал. А ведь решение таких вопросов не требовало отлагательства, иногда он такие письма химкомбината подписывал, спускаясь ко мне на пропускной пост министерства.  Он был отзывчивым и обязательным человеком, до последних дней болевшим за развитие «Воскресенских минудобрений» и города Воскресенска.



С приходом Новикова в министерство начался новый этап развития всей отрасли, который отличался от всех предыдущих огромными масштабами строительства современных, а также реконструкцией действующих предприятий. По его инициативе в ряде городов были построены производства аммофоса по технологии, апробированной и отработанной воскресенскими химиками при его непосредственном участии. Коллегия министерства утвердила его предложение о приобретении за рубежом шести новых заводов фосфорной кислоты мощностью в триста тысяч тонн в год каждый. Он также убедил министра — Леонида Аркадьевича Костандова закупить по импорту три установки по производству нитрофоски азотнокислым методом разложения, исключающим отходы фосфогипса.

Как один из руководителей отрасли, он стал непосредственным участником в получении в 1975 году 90-миллионной, а в 1980 году – 100-миллионной тонны минеральных удобрений, что позволило стране ежегодно получать по 205 миллионов тонн зерна (для сравнения: при Н.Хрущёве по итогам 1963 года было получено всего 43,76 млн тонн). Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев тогда   всенародно поздравил министерство химической промышленности СССР с такой большой победой.

Анатолием Новиковым много сделано также и в научной деятельности. Будучи генеральным директором НПО «Минудобрения» он внёс большой вклад в решение сложнейшей проблемы – переработки отходов производства фосфорных кислот — фосфогипса, написав на эту тему капитальный труд «Фосфогипс и его использование».

В Воскресенске Анатолий Артёмович состоялся как учёный прикладной науки, который внёс ряд новшеств в отраслевую науку и производство, стал прекрасным организатором химической промышленности. По его личной инициативе в Воскресенске впервые в мире был построен мощнейший производственный комплекс по переработке фосфогипса на вяжущие материалы и получение строительных изделий из них.

Как «полномочный представитель химкомбината в министерстве» он решал для нашего коллектива чрезвычайно сложные задачи. Так, по проекту Сумского филиала ГИПРОХИМ на комбинате строился цех двойного гранулированного суперфосфата. На заводе пришли к выводу, что такая технология нового цеха, в которой много технических недоработок, нас не устраивает. Об этом доложили Новикову, он, изучив этот вопрос,  согласился с нами, что это производство нужно перепрофилировать. Задачу практически невозможно было решить, поскольку цех двойного суперфосфата уже был включён в регламент и утверждён номенклатурой Госплана СССР по выпуску минеральных удобрений на новую пятилетку. И всё же с помощью Леонида Аркадьевича Костандова ему удалось решить эту трудную задачу. Так вместо цеха двойного аммонизированного суперфосфата  на нашем химкомбинате появился прекрасный цех аммофоса номер два.

Вместе с реконструкцией завода Анатолий Артёмович уделял большое внимание строительству и развитию города. Инженерные коммуникации, газопроводы, теплотрассы, электроснабжение, водоснабжение и другие проблемы решались им оперативно и с расчётом на дальнюю перспективу. В 1984 году за выдающиеся заслуги в области науки и техники, за внедрение высокоэффективного способа производства минеральных удобрений ему была вручена Государственная премия СССР.

Невольно поражаешься тому, как могли в этом человеке надолго сохраниться и государственный подход к делу, и юношеский задор, любовь к людям, неудержимая потребность и влечение к историческим местам, к познанию всего нового в технике, искусстве, литературе и живописи. И, конечно, несмотря на преклонные годы, он поражал своей исключительной любознательностью. Это был чрезвычайно одарённый, разносторонний и образованнейший человек!

Когда ему было даже далеко за восемьдесят, он до последних дней всем интересовался. Буквально за две недели до смерти он позвонил мне, (по разговору чувствовалось, что он чувствует себя неплохо), сказал: «Я думаю, что эта эпидемия скоро закончится, и мы опять с тобой пойдём по художественным выставкам».  До этого мы часто бывали на книжных ярмарках. Но особенно он любил живопись, много знал о художниках и о картинах ими написанных. Я очень благодарен Анатолию Артёмовичу, что он приобщил меня к этому удивительному миру, миру прекрасного и возвышенного.

На своём восьмидесятом юбилее в нашем музее он много рассказывал интересного о развитии химкомбината и города, о себе и рабочих поездках за границу: «Одно меня всегда поражало, когда я был за рубежом, особенно во Франции, где очень много русских эмигрантов. Вы знаете, у них есть невероятная любовь к Родине! Сколько лет прошло! Думаю, что русские – это единственная нация, для которой Родина является главным в жизни. Будем оптимистами и будем считать, что всё наладится. Не может быть, чтобы Россия не воспрянула ото сна! Править миром будет не тот, кто больше продаёт оружия, патронов и пороха, а тот, кто может прокормить народ продуктами питания…»

…Ушёл из жизни представитель когорты выдающихся личностей Воскресенска. Вот эта замечательная плеяда: Докторов, Андрес, Меркулов, Хрипунов, Коньков, академик АМН СССР Стручков и главный инженер Воскресенского химкомбината, заместитель министра химической промышленности СССР Новиков — нам в наследство они оставили красивый город. Мы сегодня живём в построенных при них домах, ходим по тротуарам благоустроенных улиц, скверам и дышим воздухом, который наполнен ароматами южных каштанов и лечебных лип… Пусть они навсегда останутся в памяти многих поколений Воскресенска бескорыстными, щедрыми и несущими добро людям!

Михаил Коробов


#воскресенск #куйбышевец #новости #нашхим #вму #деньхимика

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.