Трудно ли быть историком? — Воскресенская газета Куйбышевец

Трудно ли быть историком?

Будучи увлечён историей с детства, Андрей Фролов стал исследователем истории, можно сказать, случайно. Отправным стал 2002 год. Однажды он задумался: а откуда произошло название села Новлянского? Жителя Новлянского микрорайона Воскресенска с 1979 года эта тема живо заинтересовала. Андрей стал размышлять, ездил в Историческую библиотеку в Москве – так появились первые, тогда еще рукописные, опусы молодого краеведа о происхождении названий селений Новлянское, Ачкасово и Беркино.


Тогдашний заместитель редактора газеты «Наше слово» Сергей Киселёв показал первые опыты молодого автора Александру Суслову и Алексею Мазурову — они их одобрили. Так впервые со страниц газеты воскресенцы узнали о человеке, искренне увлеченном историей Воскресенского края. От интереса к топонимике Андрей пришёл к изучению истории сёл и деревень, храмов Воскресенского района, а затем стал писать очерки о замечательных людях воскресенской земли. Сегодня он гость нашей рубрики – «Крупным планом».


— Трудно ли заниматься историческими исследованиями?

— Если относиться к этому добросовестно, то трудно. Вернее сказать, нелегко. Зато интересно. Дело это увлекательное, приносит массу положительных эмоций.

— В каких архивах работаете, если не получается почерпнуть сведения из интернета?

— С одним интернетом в исторических исследованиях далеко не уедешь. Но и без него не обойтись. В первую очередь приходится работать именно в архивах. «Боевым крещением» для меня стал в 2003 году Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Пришлось на ходу учиться читать скоропись XVII века. Потом добавились ещё несколько – Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ), Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), отдел рукописей Российской государственной библиотеки, отдел письменных источников Государственного исторического музея (ГИМ). Прошлым летом открыл для себя воскресенский архив, где меня встретили дружелюбно. Большое спасибо всем сотрудникам архивов за содействие!

— Легко ли получать допуск к архивным данным, если это требуется?

— В большинство архивов сейчас попасть легко, приходишь с паспортом и по личному заявлению начинаешь работать. Но есть архивы, куда без письма от организации не пускают. К счастью, таких немного. Например, отдел письменных источников ГИМа.

— Есть ли у Вас любимые исторические личности, судьбу которых Вы хотели бы «отследить»?

— Тут надо заметить, что личностей очень много, обычно человек чем-то привлекает внимание, ты к нему присматриваешься, чем-то он тебя «цепляет» и понимаешь – есть о нём кому рассказать, есть документы, потом начинаешь писать. Большой плюс, что пишешь по велению сердца, никто не указывает, про кого и что писать.

С большой симпатией я отношусь к уроженцу деревни Силино Михаилу Никитовичу Матвееву (1899-1969). О нём я писал. Михаил Никитович в годы войны работал директором нашего градообразующего предприятия – химкомбината. В целом семья Матвеевых мне показалась весьма достойной, достаточно сказать, что сразу двое мужчин из этой семьи, погибли, спасая других…

В плане человеческих качеств меня очень привлёк уроженец деревни Гостилово, известный егорьевский фотограф, писатель, издатель, старообрядческий начётчик Никифор Дмитриевич Зенин (1869-1922). Изучением его жизни много лет занимался и занимается воскресенец Вячеслав Николаевич Зенин, а я, по возможности, ему помогаю. Недавно Вячеславу Николаевичу удалось выпустить книгу о Никифоре, в приложении к ней, на электронном диске помещено множество сделанных им фотографий и большая часть его публикаций.

— Как Вы познакомились со своим наставником Николаем Ленковым?

— Воскресенский краевед Николай Александрович Ленков (1926-2014) действительно стал для меня одним из учителей. Наряду с Алексеем Борисовичем Мазуровым (Коломна) и Владимиром Ивановичем Смирновым (Егорьевск). Он фактически был «последний из могикан», последний знаток доколхозной жизни русской деревни. Русская деревня до советской коллективизации – особый мир, обладавший комплексом традиций, моральных устоев, взаимовыручкой, поразительным трудолюбием. Это позволяло нашему народу динамично развиваться.

Сейчас остались жалкие остатки. Так как мои собственные деды уже ушли из жизни в ту пору, когда я захотел расспросить про старую жизнь, то Николай Александрович в какой-то степени заменил мне их, рассказывая с удовольствием обо всём, что знал и помнил.  Да и сам он был олицетворением этого ушедшего мира. Среднего роста, коренастый, прямой и по-мужски немного суровый. Ленков меня привлёк как человек безусловно положительный и как труженик – он сам собирал себе материалы, объездил весь район, выявляя названия урочищ, собрал несколько сотен имён лесов, полей, лугов, речек, болот, озёр, прудов и улиц.

А познакомились мы очень просто. Меня интересовал ручей Исток в Марчугах, и я что-то хотел уточнить. Марина Владимировна Васильева дала мне его домашний телефон. Позвонил Николаю Александровичу, и он пригласил меня в гости. Так и познакомились.

— Спорили ли Вы когда-нибудь со своими коллегами по краеведению, и если спорили, то как часто оказывались правы?

— Вот как раз с Ленковым я наспорился досыта. Мы с ним общались долгие вечера, и я всё пытался объяснить, что в его построениях неверно, но он со мной не соглашался. Я хорошо знал, как события развивались в XIV-XVIII вв., а Ленков с этими вещами был знаком плохо, поэтому донести до него свою точку зрения не получалось. Вообще, как я заметил, спорить – не всегда конструктивно. Часто люди говорят на разных языках, один хорошо знает то, о чём другой понятия не имеет, и наоборот. Проще написать, изложить свою точку зрения, подкрепить её доводами, а там – время рассудит.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с Александром Сусловым.

— Мы с ним знакомы с 2002 года. На момент знакомства Александр Анатольевич являлся ведущим краеведом Воскресенска, а я только начинал этим заниматься. Вот с Сусловым мы общий язык находили легко, багаж знаний у нас был примерно одинаков. Общались мы очень много, подружились, вместе в газете «Наше слово» 12 с лишним лет вели рубрику по краеведению, сперва одна полоса в месяц, потом четырёхполосное приложение. Вместе с Александром написали большую книгу – «Очерки истории Воскресенского края», это был титанический труд! Я, помню, приезжал домой к Суслову, как на работу, в три или четыре часа дня приезжал и поздно вечером уезжал. Александр Анатольевич был для меня не только друг, но и собеседник.

Сейчас, когда из-за перенесённого инсульта, он с трудом говорит, мне этого общения очень не хватает. Вообще, я смотрел на Суслова, как на воскресенского лётчика Маресьева. Несмотря на свою инвалидность, он жил, преодолевая недуги, достойно, полноценной жизнью, много сделал для сохранения истории края. Жаль, что в нынешнем своём состоянии Александр Анатольевич краеведением заниматься уже не в состоянии. Очень, очень жаль, что он живёт скучая, не имея возможности читать, писать, разговаривать…

— Общаетесь ли с историками, помимо воскресенских краеведов?

— Да, в этом мне повезло. Много лет я общаюсь с историками – Алексеем Борисовичем Мазуровым, Сергеем Заремовичем Черновым, Юрием Моисеевичем Эскиным, Сергеем Ивановичем Сироткиным. Это общение обогатило меня новыми знаниями и приёмами работы. Через них я мог выйти практически на любого историка Москвы и Подмосковья, задать свой вопрос, получить консультацию. Позднее я познакомился с историком старообрядчества Сергеем Сергеевичем Михайловым, общение с ним также много мне дало. Ещё одно имя – историк, исследователь истории Луховицкого края Андрей Александрович Шаблин, с ним тоже сложились хорошие отношения.

Довелось мне свести знакомство и дружбу со многими любителями и исследователями истории. Это и директор школы в Ильинском Погосте Юрий Александрович Карякин, много лет издающий замечательный краеведческий альманах «Гуслицы». Это и исследовательница династий наших священников, москвичка Наталья Александровна Маркова. Это и замечательный знаток и хранитель устной истории Воскресенского края художник и иконописец Николай Иванович Башмаков. Это и Дмитрий Евгеньевич Боярский, ещё один знаток и хранитель устной истории, ныне – настоятель старообрядческого Ильинского храма в деревне Ёлкино. Это краеведы Виктор Иванович Лысенков и Евгений Александрович Гибшман (ныне покойный). Особенно тепло и задушевно ко мне отнёсся протоиерей Алексий Захарович Крылов, замечательный батюшка, ныне – настоятель Крестовоздвиженского храма села Марчуги. Хорошие отношения сложились у меня с коломенскими краеведами – Константином Константиновичем Залесновым (ныне покойным), с Валерием Альбертовичем Ярхо. Очень давно, году в 2004-м, я познакомился с Александром Альбертовичем Анкудиновым, который ведёт многолетнюю работу в архивах по исследованию истории Зарайского уезда и района. С интересом я слежу за работами Светланы Спартаковны Белоус, которая сняла несколько добротных документальных фильмов по истории Воскресенского края. Добрыми друзьями для меня стали краеведы посёлка Хорлово – Антонина Александровна Глазкова и Елена Георгиевна Забавнова.

— Над чем работаете сейчас?

— Заканчиваю книгу об истории села Марчуги. Там работа велась много лет, одновременно с другими темами, но сейчас выяснилось, что уроженцев села 1920-х и начала 1930-х годов рождения уже не осталось. Пришлось пойти другим путём – проработать газетные подшивки в газетном отделе РГБ. Удалось собрать более ста интереснейших заметок о жизни села в первой половине XX века. Также написал очерк о жизни Фёдора Андреевича Кузяка. Фёдор Андреевич работал всю войну главным инженером Воскресенского химкомбината. Человек очень достойный и незаслуженно забытый.

— Часто ли удаётся пообщаться со старожилами и почерпнуть от них новые, неизвестные ранее факты?

— Часто, но всё-таки реже, чем хотелось. Хочу сказать огромное спасибо воскресенским старожилам! Это кладезь бесценной информации! За всё время практически никто мне не отказал в общении, рассказывали, что знали, более или менее откровенно, тут уж как повезёт, сможешь ли заслужить доверие старого человека или нет.

— Какая эпоха или событие Вас привлекает более всего?

— Хороший вопрос. Я бы сейчас сказал так. Какой темой занимаешься, та и  привлекает. Но есть, конечно, особые темы. Например, Великая Отечественная война, трагическая и великая страница истории нашей страны и нашего народа.

 Беседовала Елена Хмырова


#воскресенск #новости #куйбышевец #крупнымпланом #интервью #воскресенскийкраевед

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.