— Отец родился в 1926 году в семье военнослужащего Ивана Ивановича Ромочкина и фабричной ткачихи Анны Ефимовны в г.Лакинске Владимирской области, — так начал рассказ о своей семье Юрий Геннадьевич Ромочкин, сын первого директора школы №22. — После демобилизации из Красной армии мой дед с семьей жили в доме культуры при фабрике, где он руководил кружком ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). В жизни отца этот период сыграл очень важную роль – он постоянно наблюдал репетиции духового оркестра. Любопытство и интерес заставляли его в перерывах брать в руки трубы и дуть в них, — так он потихоньку научился наигрывать мелодии. В составе оркестра отец играл на свадьбах и похоронах и вскоре освоил почти все духовые инструменты: трубу, валторну, флейту, фагот. Гармонь стала его верным другом. Музыкальные способности в жизни его выручали не раз.
Перед началом Великой Отечественной войны Иван Иванович работал в органах внутренних дел и с семьей был направлен в п. Шаховская на границе со Смоленской областью. Именно там их застала война. Деда назначили на должность комиссара партизанского отряда, а остальные члены семьи за сутки до появления немцев в поселке были отправлены в эвакуацию. Несколько месяцев добирались они до Алма-Аты. Эвакуация в Казахстане продлилась недолго – после освобождения Шаховского района от немцев вся семья вернулась на родину, и только тогда узнали, что дед жив.
За боевые заслуги Иван Иванович был награжден орденом Красной Звезды и после лечения с семьей был отправлен на работу в Воскресенск. Отец успел окончить 8 классов в школе №1. Был призван в армию в неполные 17 лет и направлен в школу младших авиаспециалистов в Переяславль-Залесский, где в течение трех месяцев проходил подготовку по обслуживанию самолетов.
На службу отца провожали в начале 1944 года всей семьей на станции Воскресенск под «Марш славянки» в исполнении духового оркестра. Прибыв в полностью разрушенный после бомбежки город Великие Луки Псковской области, спасаясь от мороза, совсем юные мальчишки, в числе которых был отец, жались друг к другу, пытаясь согреться. В обогревочных пунктах – «теплушках» — не было свободных мест. Спас их тогда вопрос старослужащего: «Пацаны, а умеет кто на гармошке играть?» Так он попал в 99-й Гвардейский Забайкальский отдельный разведывательный авиационный полк, где и принял свое боевое крещение. Война, как говорил отец, — это тяжелая физическая и моральная работа. Независимо от погоды, времени суток и обстоятельств, необходимо было подготовить и отремонтировать самолеты для разведывательных вылетов.
«Полк был небольшой: две эскадрильи, управленческое звено, и мы, технари, где-то около 250-300 человек, — рассказывал в своем интервью газете «Мой профсоюз» сам Геннадий Иванович в 2005 году. – Мы готовили к полетам ПЕ-2, пикирующие бомбардировщики. Что интересно, в этих самолетах были вмонтированы фотоаппараты. Они летали не бомбить, а фотографировать позиции врага. Скорость ПЕ-2 – где-то 550 км в час. Конечно, случалось, что мессершмиты нагоняли, сбивали наших. До сих пор не могу забыть, как впервые увидел останки нашего экипажа, который сбили немцы. Тогда во мне буквально перевернулось что-то. Вчера мы с товарищами сидели, разговаривали, а сегодня они лежат…»
Спустя полтора года за обслуживание определенного количества боевых вылетов Геннадий Иванович получил медаль. Победу отец встретил в городе Шяуляй (Литва) в бою с Курляндской группировкой, войсками предателя генерала Власова.
После окончания войны он продолжил армейскую службу, где еще пять лет в составе того же 99-го полка служил на границе с Ираном. В армии смог проявить себя как музыкант, спортсмен (играл в составе футбольной команды) и неплохой художник (занимался оформлением стенгазеты).
«Для меня это была настоящая академия, — рассказывал сам Геннадий Иванович. – Армия очень многое дала мне в жизни, она стала основой моего второго пути, послевоенного».
В мае 1951-го он вернулся из армии в Воскресенск в звании младшего лейтенанта. Он рассказывал, что поставил в жизни главные цели: получить образование, найти хорошую работу и обзавестись семьей. С этими задачами, я считаю, он справился прекрасно: окончил вечернюю школу с серебряной медалью, там же познакомился с учительницей математики Зоей Григорьевной, которая стала его спутницей жизни. Параллельно с учебой в Коломенском педагогическом институте преподавал в школе Лопатинского рудника пение, рисование, черчение, трудовое обучение и физкультуру. А после окончания вуза начал работать учителем математики и завучем по внеклассной работе в школе №2. От внеклассной работы (организации походов, поездок, спортивных мероприятий, прохождения практики, выездов в колхозы) он получал огромное удовольствие.
В это время в нашем городе кипела стройка: возводились новые дома, цеха химического комбината. Из-за большого наплыва приезжих строителей и молодых специалистов (родителей будущих учеников), некоторым учебным заведениям приходилось работать в три смены. Тогда было принято решение о строительстве новой экспериментальной школы на 2400 учеников, директором которой стал Геннадий Иванович. К своим обязанностям отец приступил за год до сдачи школы в эксплуатацию: собирал вокруг себя педагогический состав настоящих профессионалов, занимался закупкой мебели и оборудования для обучения. В то время я отца почти не видел, он с утра до ночи проводил на работе. В 1965 году школа открыла свои двери для первых учеников. Торжественный день открытия вспоминается как большой городской праздник. Школа поражала своими масштабами: большой актовый зал, столовая с полноценным питанием, огромный спортивный зал, легкоатлетический манеж, — этим не могла похвастаться ни одна школа в округе. По всей стране было еще две таких – в Свердловске и Куйбышеве. Влюбленный в музыку, отец стал инициатором создания в стенах школы вокально-инструментального ансамбля. Геннадий Иванович всегда говорил, что образование должно проходить через воспитание. А оно, в первую очередь, закладывается в семье: родители должны привить уважение к старшим, младшим, обществу и стране. И тогда образовательный процесс станет более легким.
«Я вышел, вырос из этой школы, здесь мои корни, — рассказывал Геннадий Иванович на юбилее, посвященном 25-летию школы. – Я здесь не столько учил, сколько сам учился всему тому, что потом пронес через всю свою жизнь».
В двадцать вторую школу привозили детей даже из Федино, Косяково и других деревень и сел, ребята занимались в две смены. Одних только первых классов было около десяти, был даже 1 «И» класс. Представьте, как управлять такой громадиной!
«А мы не старались управлять, — рассказывал отец, — управляют учебным заведением армейского типа, а не общеобразовательной школой. Мы учили, давали знания, воспитывали, готовили ребят к жизни. Как? Разве об этом расскажешь?».
Отец был всегда в центре внимания: очень общительный, легкий, характерный. Он умел начинать день с улыбки. По-настоящему любил учителей и хорошо понимал всю уникальность этой обычной массовой профессии. Знал, как нелегок учительский труд, и старался, чем мог, его облегчить. Его любили и уважали, и тому немало примеров.
— Когда я начинала работать, Геннадий Иванович преподавал в маленькой школе на Руднике, где спортзал был размером с класс, — вспоминает Людмила Петровна Селиванова, учитель физкультуры школы №22. — Запомнился его открытый урок по гимнастике. Мало того, что он идеально подготовил ребят, к тому же их выступление проходило под музыкальное сопровождение. Он лично аккомпанировал им на аккордеоне. И нам он всегда советовал проводить уроки под музыку. На работу приходил каждое утро к семи, обходил всю школу и уже до прихода персонала знал обо всех проблемах и неполадках.
— Патриотическое воспитание детей стало одним из важнейших для отца. Пионерской организации школы, благодаря Геннадию Ивановичу, было присвоено имя генерала И.В.Панфилова, а комсомольской – Героя Советского Союза П.В.Стрельцова. Во дворе школы было решено поставить памятник Героям. Сначала был установлен памятный знак. Это была плита с надписью: «Здесь будет сооружён памятник Героям Советского Союза И.В.Панфилову и П.В. Стрельцову». 16 ноября 1966 года был открыт и сам памятник. На торжественной линейке, посвящённой этому событию, присутствовали почётные гости. Среди них – маршал Советского Союза И.Х.Баграмян и дочь Героя Советского Союза генерала Панфилова. Именно это событие повлияло на решение создать школьный Музей боевой славы.
В 1969 году отца пригласили на должность председателя профсоюза работников просвещения Московской области, а в 1970 году по семейным обстоятельствам вся семья переехала жить в Москву. Отец не раз жалел о переезде — в Воскресенске остались все его друзья и знакомые.
Замечательные традиции, созданные отцом, потому и живы, что есть, кому их передавать. И педагогический состав до сих пор остается высокопрофессиональным. Думаю, что если бы у отца была возможность снова пройти по коридорам школы, он бы остался доволен.
При поддержке АО «Воскресенские минудобрения» был установлен новый гранитный памятник защитникам Москвы и мемориальная доска Г.И.Ромочкину — первому директору лицея. Администрация лицея, ученики и родители свято берегут память защитников нашей страны.
Материал подготовлен юными журналистами лицея №22 г. Воскресенска
#воскресенск #новости #куйбышевец #воскресенскийкраевед