Из истории Фетровой фабрики — Воскресенская газета Куйбышевец

Из истории Фетровой фабрики

В памятных книгах Московской губернии на 1912 и 1914 годы датой основания красильно-ситцепечатной фабрики Тимофея Кацепова значится 1882 год. Разрешение на содержание ситцепечатной фабрики Кацепов получил в 1889 году (или 1902 году, архивные данные разные). Для расширения производства Кацепов решил купить болотистую землю между Федотово и Лопатино.



Он собрал сход и рассказал о том, что болото будет осушено. На этом месте появится новая фабрика, и люди получат надомный и фабричный заработок. Тимофей Васильевич приобрёл болотистую землю у князей Оболенских. От родника до будущей фабрики прокопали жёлоб, по которому пустили воду из болота. По границам деревень Федотово и Лопатино её направили по осушительным каналам. Большая часть осушенной территории отдавались под фабричные корпуса. Вырубаются лес и кустарник, на стройплощадку завозится песок, строятся красильня, складские помещения. Тимофей нанимает рабочих.


«Между деревнями Лопатино и Федотово к северу до леса пролегало болото, в народе его называли Кудринским. Границей болота и селений была «живая вода», вытекающая из подземного ключа на бугре, где стоит сейчас водокачка. Болото было огромное, простиралось аж до старых домов деревни Федотово, далее шло до Лопатино, захватывая Бутырский проезд. В трясине болота тонули то лошадь, то корова: особенно весной, когда начинала оттаивать земля, и скот выгоняли на пастбище. Крестьяне дежурили по очереди: с досками, с веревками. Если завалится у пастуха в болото скотина, в деревню посылали подпаска, который бил в железную доску. Этот звон был сигналом: «Спасать скотину!». Бегут все, кто свободен, бросают все дела. Неизвестно, сколько там утонуло, крик, шум и плач горестный тех, у кого коров в трясину утащило. Корова-то — кормилица, без коровы — голод. А вытаскивали, сколько радости! Зимой все замерзало, укрывалось снегом. К весне (великим постом) снег затвердевал. Говорили: наст». А.И. Полищук «Житие Ивана Шилова» 


В 1894 году Кацепов через конкурсный комитет Министерства торговли покупает у владельца обанкротившегося «Торгового дома Сергеевых» Никиты Сергеева Барановскую ткацкую фабрику и создаёт «Товарищество мануфактур Тимофея Кацепова и сыновей». На кацеповских фабриках рабочий день составлял 12-14 часов в день. Женщины и дети работали наравне с мужчинами, а вот получали гораздо меньше. Нередко над женщинами издевалась охрана, требуя раздеться при обыске до нижнего белья. Из-за непомерных поборов, штрафов, необоснованных увольнений с работы, выселений из фабричного жилья  в среде рабочих постоянно вспыхивали возмущения.

В 1914 году все мужчины – рабочие были отправлены на фронт первой мировой, их места в цехах заняли женщины и дети. Фабрики выпускали продукцию для нужд фронта. До 1917 года фабрики находились в запустении, было закрыто почти всё производство, оборудование разворовывалось. В 1917 году фабрики были национализированы, но до 1922 года официально не меняли своего профиля и выполняли  заказы для Красной Армии.

27 сентября 1922 года решением президиума Коломенского уездного исполкома Советов трудящихся бывшее «Товарищество Мануфактур Тимофея Кацепова и сыновей» было переименовано в Лопатинскую красильно-аппретурную фабрику имени 9 января. В 1924 году из-за прекращения поставок сырья фабрика была законсервирована.

В апреле 1926 года в газете «Коломенский рабочий» было опубликовано сообщение о решении уездного исполкома запустить в ход фабрику имени 9 января. 17 мая 1926 года фабрика вновь начала работать и выпускать продукцию. Открывались новые цехи. На фабрике было занято 750 рабочих.

 Как начинался «Фетр»

Решением 22 сентября 1930 года Московский совет народного хозяйства передал фабрику фетрофильцевому тресту ВСНХ. Это означало, что необходимо было переходить на новое – фетровое производство по изготовлению мужских и женских шляп. С 1 октября 1930 года предприятие получило название «Воскресенская фетровая фабрика имени 9 января». Первым её директором стал талантливый организатор и специалист Андрей Иванович Уткин. Группа специалистов из Подольска приехала помогать осваивать новое производство. В 1934 году в Германии было закуплено новое оборудование по производству фетровых шляп. В двухэтажных старых корпусах кирпичной кладки зарождалось новое производство, основным сырьём которого являлись шкурки зайца различных пород – русака, беляка, песчаника, пухового ангорского кролика. Технология была самая примитивная, основанная на ручном труде: гребёнками производили чистку шкурок, ножницами стрижку волоса и пуха. На этих операциях было занято очень много работниц, от которых требовалось большое внимание. Затем делали «спарку» — пух смешивали и набивали им листы — формы будущих колпаков, окрашивали их в деревянном чане.

Отделку мужских шляп фабрика не производила, направляла их на другое предприятие. Из женских колпаков изготавливались береты самой разнообразной расцветки. Все работали на производстве с огоньком, молодым задором, старательно. В коллективе не было отстающих. Умели работать, умели и отдыхать. Построили клуб рядом с проходной, который привлекал много молодёжи. Известностью пользовались хор и духовой оркестр. Около клуба были оборудованы площадки для игры в волейбол, крикет и городки. Славилась лыжная команда фабрики. В выходные дни часто организовывали коллективные поездки в московские театры.

А завтра была война…

В 1941 году началась Великая Отечественная война. 280 работников фабрики ушли на фронт, более 70 работников не вернулись домой: погибли или пропали без вести. Производство перестроили на производство прокладок, фитилей и других изделий из войлока.

Ветеран труда, бывший инженер-технолог фабрики Б.Иванов вспоминал: «Помню, в один из дней директора фабрики и меня, тогда начальника цеха, вызвали в райком партии, где нам было предложено организовать выпуск валяной обуви для фронта, да так, чтобы в кратчайшие сроки отправить бойцам первую партию валенок. Но фабричная котельная, работавшая на твёрдом топливе стояла без работы, потому что не было сырья. Около комбината «Красный строитель» стояла вмёрзшая в землю баржа с дровами, часть которых была передана нам. Фетровщикам было предложено доставлять дрова в котельную своими силами, на санках. Все без исключения: рабочие, инженеры, техники, служащие обязались делать по две поездки в день с грузом не менее 80 кг. Кроме этого, возили торф с Кудринских болот.  Котельная начала работать. Поделку колодок поручили мне. Вскоре  первые 600 пар валенок для воинов были отправлены на фронт».

Коллектив фабрики работал под девизом «Всё для фронта! Всё для победы!». За самоотверженный труд 166 фетровщиков были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». За успешный труд в 1943 году коллектив фабрики получил переходящее Красное знамя Государственного комитета Обороны. Работница фабрики Анисья Ивановна Усанова была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» за работу на строительстве оборонительных сооружений Москвы.

 «Золотой век» воскресенского «Фетра»

В послевоенные годы производство постепенно стало восстанавливаться, входить в нормальный ритм. На фабрику поставили новую технику, многие процессы механизировали. Для того чтобы совершенствовать в дальнейшем выпуск новых изделий, предстояло модернизировать оборудование, разработать новую коллекцию головных уборов. С этой целью создали инициативную группу, куда вошли модельеры, слесари, конструкторы отдела «Росвалмаш проект», рационализаторы. Руководила группой главный инженер фабрики Лидия Ивановна Плужникова. В результате совместной работы были созданы новые модели шляп, налажено производство партии опытных образцов. В 1958 году коллектив фабрики добился больших успехов. Мужские шляпы, представленные на Международной выставке в Брюсселе были удостоены бронзовой медали.

Даже без существенных финансовых вливаний фабрика переоснащалась технически, повышала качество своих изделий. Помогли репарационные поставки технологического оборудования из Германии – они шли в 1946 и в 1947 годах. Это оборудование позволило уже в 1948 году выпустить 64 тысячи шляп. В 1958 году фабрика рапортовала о выпуске 678 тысяч головных уборов.

Одни из последних образцов шляпной продукции, выпускавшейся на фабрике. Из архива

На предприятии была создана экспериментальная художественная мастерская по разработке новых моделей головных уборов. В 1965 году воскресенцы выпустили свыше 1 млн головных уборов, в том числе 442 тыс. шляп и 571 тыс. женских колпаков. В целях экономии натурального сырья в производстве широко использовались химические волокна. Шляпы выпускались в 32 модификациях. Продукция фабрики поставлялась в Индию, Конго, Монголию и другие страны. В декабре 1965 года фетровщики приняли участие в Международной выставке одежды ВДНХ, на которой коллектив фабрики получил Диплом за высокий научно-технический уровень производства.

В 90-е годы прошлого столетия ОАО «Фетр» постепенно сокращало производство головных уборов вплоть до полной остановки завода. Сегодня легендарное воскресенское предприятие вновь возвращается к жизни. На Воскресенской фетровой фабрике начат выпуск большого ассортимента технического войлока, который востребован очень многими отраслями отечественной промышленности. А вот вернёт ли себе воскресенский «Фетр» славу завода, выпускающего замечательные головные уборы – покажет время.

Валентина Кравцова, краевед

На заглавном фото: Шляпно-отделочный цех. Обработка шляп на вибрационно-шлифовальном станке. 1952 год

 


#воскресенскийкраевед #воскресенск #куйбышевец #вкурседела

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.