Мы привыкли, что девочки — это розовые платья и разговоры о косметике. Когда из женских уст звучат такие слова как «буллит», «овертайм» и «бросок с неудобной руки», то мужская часть населения начинает смотреть косо. А если их произносит хрупкая девушка невысокого роста, то удивление растет вдвойне. Но разве у профессий есть гендерное разделение?Сегодня беседуем с журналистом Ольгой Югай, автором фильма «Эпштейн — отец Воскресенского хоккея».
— Все в детстве кем-то мечтали быть. Журналистика корни пустила уже в то время?
— Я — залюбленный ребенок! На утреннике в детсаду мои родственники занимали все свободные места и хлопали громче всех, даже если я была просто березкой в третьем ряду. Это не к слову о гордости, а скорее про поддержку всех моих начинаний. В детстве я мечтала быть звездой. У меня в руках все время была лампочка вместо микрофона, а домочадцы «наслаждались» концертами. В школе особо не мечтала о какой-то профессии, ждала, когда придет осознание. В старших классах решила, что буду поступать на факультет журналистики. Мама полностью согласилась с моим выбором, а вот отец решительно склонял на сторону более разумного — предлагал поступить на юридический. И если вы спросите, кто же победил, мне достаточно будет сказать, что на данный момент я магистр журналистики! (смеется). Справедливости ради скажу, что к моменту поступления папа изменил свое отношение к журфаку и вместе со мной подавал документы, а на вручении диплома, как и полагается, родные громко хлопали в первом ряду.
— Сумела переубедить отца?
— Честно говоря, я не особо старалась этого сделать. У меня очень упертый характер, поэтому я просто сказала, что буду учиться на журфаке. Помню, что подавать документы можно было в 5 вузов на 5 факультетов, а я выбрала 1 вуз и 1 факультет. Поступила.
— А любовь к хоккею с чего возникла? Тоже упертый характер поспособствовал?
— Я вообще люблю спорт, да и в семье у меня хватает спортсменов: дед — боксер, бабушка — легкоатлетка, родной брат — тренер по боевым искусствам, двоюродный — пловец. Я сама не занимаюсь, но восхищаюсь! С хоккеем все сложилось как-то само собой: смотрела матчи по телевизору, ездила на игры КХЛ, обсуждала игры с друзьями. В сезоне 2017/2018 я работала в микст-зоне родного «Химика» — брала интервью у ребят.
Кому-то это покажется легкой работой, но когда на тебя выкатываются 20 здоровых мужиков, это уже волнительно. А ведь у них еще нужно спрашивать про игру. И это хорошо, если счет в пользу собеседника! Пару раз бывало, что игроки проходили мимо меня, забывая про интервью, так сильно кипели страсти. Я ни на кого не обижалась, просто старалась выловить кого-то другого для беседы.
— Этот вид спорта жесткий и местами даже грубый. Что в нем может привлекать хрупкую девушку?
— Это и привлекает! Для журналиста важнее всего эмоции, они гораздо лучше рассказывают обо всем. В хоккее эмоций полно, потому что там нет времени разглагольствовать. Шайба Овечкина летит со скоростью 60 км/ч! Когда тут думать? Нужно быстро реагировать, применять силовые приемы, чувствовать партнеров по команде. Признаюсь, когда я вижу красивые комбинации, умный хоккей, кричащие трибуны с болельщиками и их лица — у меня мурашки по коже. Но еще больше мурашек, когда я вижу, как эти мужики на коньках подкатываются к своим деткам или целуют любимых. Такой контраст брутального спортс-мена, нежного мужа и отца меня подкупает.
— Как появилась идея фильма о Николае Семеновиче Эпштейне?
— Идея фильма возникла не у меня, мне только доверили это дело. Позвонила Ирина Филатова — заместитель генерального директора Воскресенского химкомбината по связям с общественностью, и предложила. Вообще, с воскресенским градообразующим предприятием у меня связано многое. Во время работы на телевидении я часто приезжала снимать сюжеты, да и в рамках проекта «Я бы в химики пошел…» мы выпустили 2 серии. Незабываемый опыт — почувствовать себя аппаратчиком. Это очень сложно! Поэтому на предложение заняться фильмом про Николая Семеновича Эпштейна я с радостью согласилась. Для меня, конечно, это большая честь и ответственность.
— Судя по рассказам, в фильме будут такие звезды как Третьяк, Ляпкин, Ларионов?
— Будут! Когда стала продумывать сценарий, поняла, что огромное число хоккеистов СССР так или иначе были связаны с Химиком: кто-то приезжал играть, кто-то тренировался, кто-то был вместе в составе сборной. В общем, стало тесно внутри Воскресенска и я стала штурмовать Москву. На химкомбинате мое решение поддержали, своими наработками в этом вопросе поделилась зам.директора ДК «Химик» им.Н.И.Докторова Светлана Белоус, поэтому я без страха стучалась в двери Федерации Хоккея России и Музея Хоккея. Должна сказать, что встречали меня везде очень тепло. Стоило мне произнести фамилию «Эпштейн», как сразу открывались все двери.
— Страшно разговаривать с такими мэтрами хоккея?
— Не страшно, просто коленки трясутся (смеется). Пока стояла в приемной у Владислава Александровича Третьяка, думала, что начнет дергаться глаз, но когда открылась дверь и мне улыбнулся такой харизматичный мужчина, что я забыла про все на свете. В личной беседе я как-то и не думала, что передо мной трехкратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира и один из лучших хоккеистов ХХ века. Я видела влюбленного в жизнь, полного энергии и любви к своему делу человека. Он очень любит шутить, тактично ждет, пока на него вешают микрофон и настраивают камеру. Я за месяц готовила для него вопросы и утверждала их у секретаря. Когда пришло время съемок, он спросил: «Про Эпштейна?» и начал рассказывать все, что хотел. Я была восхищена!
— И что говорят про «Химик»?
— Говорят много хорошего. Например, Юрий Евгеньевич Ляпкин рассказывал, как он впервые приехал в Воскресенск, вспоминал экскурсии по химкомбинату и работу на субботниках, по случаю строительства дворца спорта. И, конечно, все вспоминают великого Николая Семеновича Эпштейна. Игорь Ларионов, например, признался, что в его карьере таких умных и тактичных тренеров, умеющих ждать звездного часа игрока, было не больше, чем пальцев одной руки. Вся уникальность вообще этой истории в том, мы говорим про феноменальность Николая Семеновича, но этот удивительно скромный человек просто хотел воспитывать хороших людей! Да-да, именно людей! Он каждого игрока анализировал по каким-то своим параметрам, искал сильную сторону и ждал. Ждал, спокойно подсказывал, помогал раскрыться. И все получалось! Например, Бориса Веригина из нападения он перевел в оборону, закрыл глаза на его невысокий рост и всячески помогал спортсмену состояться. Сегодня Борис Юрьевич в статусе бронзового призера чемпионата СССР сам тренирует мальчишек.
— Сложно проделывать такую масштабную работу одной?
— Одной, наверное, сложно. Хорошо, что я не одна! В этот документальный фильм вложены силы многих людей. Колоссальную помощь и поддержку мне оказала зам.директора ДК «Химик» им.Н.И.Докторова Светлана Белоус, со стороны Воскресенских минеральных удобрений молниеносно делались нужные документы, официальные письма. В Музее Хоккея со мной поделились архивными материалами, позволили отснять личные вещи Николая Семеновича, фотографии, газеты. Был один забавный случай. Однажды мне позвонил сотрудник Музея Антон, чтобы спросить, хочу ли я взять интервью у комментатора телеканала «Матч ТВ». Можете представить мое удивление? Антон рассказал, что этот человек тоже был связан с Эпштейном, а когда узнал про наш фильм, захотел поделиться воспоминаниями. Было очень радостно осознавать, что мы делаем такое хорошее дело, что в нашем городе, городе-химиков, были люди, о которых хотят говорить!
— Когда планируется презентация?
— Вообще, вся наша творческая затея вышла далеко за пределы простой презентации фильма. В июне в Воскресенске прошел большой круглый стол, организованный с одной стороны «Воскресенскими минеральными удобрениями», с другой — Музеем хоккея России. Было решено, что в рамках мероприятий к 100-летию Николая Семеновича в Москве и Воскресенске будут организованы и выставки, и открытые уроки, и презентации. Надеюсь, меня не будут ругать, если я раскрою вам еще несколько тайн? Знаю, что химкомбинат планирует даже выделить несколько автобусов, чтобы свозить юных воскресенцев в Музей хоккея в Москву. Это классная идея, потому что если не передавать нашу богатую историю будущему поколению, то она забудется, а этого допустить никак нельзя.
Мария Воскресенская
#куйбышевец #новости #воскресенск #отпервоголица #спорт #хоккей #хкхимик