О судьбе первостроителя и добровольца Леонида Ковалёва и его сына Ивана — Воскресенская газета Куйбышевец

О судьбе первостроителя и добровольца Леонида Ковалёва и его сына Ивана

Леонид Ковалёв ушёл добровольцем на фронт 7 июля 1941 года. В Москве в штабе формируемой Краснопресненской дивизии народного ополчения высоко оценили его опыт службы в Первой Мировой войне и в Красной Армии в Гражданской войне, он, единственный в звании старшего лейтенанта – кадровый офицер, достойно представлял наш город в добровольческой дивизии. Ему исполнилось тогда 47 лет. 


Он был  яркой личностью, авторитетным человеком. Родившийся в многодетной семье в Орловской области, с малых лет приученный к труду,  освоивший ратное дело в совершенстве и несколько рабочих профессий, лично  «покоривший» Москву, был мобилизован на строительство химического комбината в Воскресенском районе в 1929 году. Приехал с семьёй: женой Фёклой и десятилетним сыном Иваном. Леонид Ковалёв работал в Воскресенске всегда на «ответственных», как говорили в те годы, должностях: бригадиром каменщиков, начальником участка, заведующим магазина ОРС Воскресенского химкобината, инспектором Воскресенской конторы Мособлпищеторга, завхозом цеха. Сын Иван вырос очень славным парнем, на радость родителям, и пошел работать на Воскресенский химкомбинат, женился на девушке Серафиме, которая, как и он, окончив Воскресенское ФЗУ по специальности лаборант, долгие годы трудилась в суперфосфатном цехе. Дома она была мастерицей на все руки, сказочно владела искусством вышивания. Леонид Семёнович в 1939 году стал дедушкой. Иван в этом же году призван в армию на срочную службу. Семья проживала в благоустроенной квартире  в доме №12 на Октябрьской улице.



Начало войны перевернуло жизнь людей, нарушила планы. Леонид Семёнович идёт на фронт, потому что там он нужнее с его опытом и знанием, и потому что единственный сын уже вступил в бой с фашистами. Пешим маршем отец  с только что сформированным подразделением — батареей ПТА вместе с нашими  обучаемыми в походе земляками идёт в Смоленскую область, где под Вязьмой один день стоит насмерть, но 4 октября попадает в плен, как и многие тысячи красноармейцев. Не по своей вине, по злой участи и просчёту командования, не смогли выбраться из Вяземского котла. Отец и сын писали письма и семье, и друг другу в эти первые дни войны, мечтали встретиться на фронте. Сын каким-то чудом на несколько дней был отпущен домой в период перемещения войск под Москву, но, как он потом рассказывал, ему ошибочно сообщили,   что Воскресенск взят немцами и надо пробираться под Волоколамск (там жила его тёща). Иван, пешком пройдя много километров, обнаруживает в доме на печи приболевшего немецкого офицера — почти ровесника, узнаёт, что фашисты именно там подошли на ближайшее к  столице расстояние. Возвращается в часть и вступает в очень сложную жизнь на передовой. Семья получает извещение о том, что  отец пропал без вести. До настоящего времени внучка и правнучка не знали о его судьбе. 12 августа 1942 года он погиб в застенках шталага 336.  Этот лагерь находился под Каунасом (Ковно), его создали на базе форта в связи с огромным потоком военнопленных  с Восточного фронта. Ковалёв сначала был доставлен в Алитус (№343), о чём  сделана отметка в персональной карточке. В нее внесены следующие данные: православного вероисповедания, рост — 170 см, среднерусый, родился 16 апреля 1894 г., попал в плен 4 октября 1941 года под Вязьмой, умер 12 августа 1942 года. Злодеяния, которые творились в лагере, шокируют мирных граждан: здесь ежедневно от голода, избиений, болезней умирали по 150-200 человек. Наши военнопленные  в лучшем случае жили в холодных и тёмных казематах форта, в худшем — под открытым небом. Питанием назвать нельзя 100-200 граммов суррогатного хлеба, шелуху картофеля, гнилые овощи, траву. Леонид Семёнович Ковалёв выживал 10 с половиной месяцев в нечеловеческих условиях, похоронен в одной из братских могил вместе с более чем 35 тысячами советских солдат, замученных в этом месте Литвы.

Остались его письма и почтовые карточки, которые он регулярно отправлял по дороге на фронт. В них он заботливо и участливо интересовался всеми подробностями жизни семьи, родного комбината, передавал приветы, надеялся встретить сына на фронте. Интересный факт: он просил передать начальству комбината «собрать посылки воскресенским добровольцам, так как другие предприятия своим так делают». Приводил весомый аргумент: «все мы в одном полку».

Сын Иван Леонидович Ковалёв прошёл всю войну, участвовал в боях за Кавказ, освобождал Варшаву, брал Берлин и самое главное — вернулся живым домой. Он – человек находчивый и жизнерадостный прожил долгую и вполне счастливую жизнь, как будто проживая её и за своего отца. Он работал в послевоенное время на химкомбинате и вышел на пенсию, увлекался рыбалкой, ничего не рассказывая об ужасах войны. Говорил, что никогда не встречал людей лучше тех, вместе с которыми воевал.  Семёнова Елена Семёновна – внучка Леонида Семёновича и её дочь Юлия Владимировна являются хранителями семейного архива и знатоками всех подробностей судеб своих замечательных мужчин-победителей, прославивших Воскресенск.

Марина Горидько, автор книги «Воскресенское ополчение»


#воскресенск #новости #куйбышевец #воскресенскийкраевед #чтобыпомнить

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.