Иван Владимирович Баранов, почетный гражданин Воскресенска, является хранителем той самой истории, которую почти все мы знаем только по рассказам – превращения грязного, «барачного» города в уютный и современный, в котором мы с вами живем сегодня. «Этот город подарил нам Николай Иванович Докторов, — вспоминает И.В.Баранов. — Много раз его приглашали работать на высокие государственные должности, но главные дела его жизни оставались здесь — завод и воскресенцы».
— Иван Владимирович, Вы много лет были знакомы с «отцом» нашего города – Николаем Ивановичем Докторовым. Как состоялось Ваше знакомство?
— Оно было заочным. После успешного окончания обучения в Горьковском политехническом институте в 1955 году я должен был выбрать место для практики. Планировал жить и работать в своём родном городе, быть рядом с родителями. Но, волей случая и несправедливости, пришлось выбирать другое место. Уполномоченные из Находки и Рузаевки очень давили на меня, поэтому всем наперекор я выбрал Воскресенск.
Однако мой профессор стал уговаривать не уезжать в этот «не город, а городишко», «не завод, а заводишко». «Я там был, две трубы торчат, из которых валит желтый дым — два лисьих хвоста», — говорил он мне. По его мнению, стоило попытаться не ехать туда или найти возможность уехать скорее оттуда, чтобы поступать в аспирантуру родного университета. В сомнениях я даже написал письмо на завод, что мое направление не по специальности, ссылался на старость родителей и невозможность оставить их без присмотра. Ровно через неделю пришел ответ от самого Н.И.Докторова: «В Воскресенске планируется огромная работа по превращению завода в комбинат союзного значения, жильём будете обеспечены». 12 августа 1955 года вместе с супругой я отправился в г. Воскресенск.
— После того как Вы уже приехали и стали проходить здесь практику, появилось желание вернуться обратно в свой родной город?
— После огромного индустриального, красивого Нижнего Новгорода я попал действительно в «городишко» с двумя улицами — Октябрьской и Советской, а на улице Победы стоял лишь один жилой дом №4. Сейчас сложно представить, но бараки были даже в черте города.
Завод же встретил меня удушающим сернистым газом, огарковой рыжей пылью. А около суперфосфатного цеха — светло-серой, с запахом фтора. Это был город без деревьев и травы. По закону я должен был три года отработать на заводе. Однако добродушный приём рабочего коллектива, создание нормальных жилищных условий, совместная работа и личное знакомство с Н.Докторовым, главным инженером М.Свешником, заместителем директора Л.Фельдманом и другими руководителями заставили меня принять судьбоносное решение — мое место здесь, в Воскресенске!
— Скажите, а каким Николай Иванович был в работе?
— С Докторовым мне довелось работать 18 лет. Я общался с ним на работе, отдыхе, охоте, был с ним рядом в самых разных ситуациях и всегда оставался на его стороне. Он необыкновенный человек. Личность. Мечтатель, романтик, тонкий психолог, высокообразованный, эрудированный, талантливый организатор, руководитель. Железная твердость в характере сочетается с чем-то очень ранимым, очень скромным, не требующим особого внимания к себе. Уникальный человек, центром жизни которого были совсем не карьера, не собственное благополучие, а люди. Благоустройство на промплощадке, внедрение экологически чистых технологий на химкомбинате и параллельно возведение города: строительство школ, дошкольных учреждений, базы отдыха, профилактории, пионерские лагеря – всем этим занимался Николай Иванович. Он успевал контролировать всё, помогать советом и направлять в работе. А главное, его мысли и идеи буквально опережали время.
Даже когда дворец спорта «Химик» еще не был построен, хоккей уже был. Просто играли на открытой площадке. Дома у меня до сих пор хранится центральная газета с громким заголовком «Воскресенск — столица хоккея».
Когда построили ледовый Дворец спорта, в нем проводились всесоюзные и международные состязания не только по хоккею, но и по фигурному катанию, боксу и другим видам спорта. И Докторов уже тогда мечтал построить рядом ещё один крытый каток. Как можете заметить, его мечта сбылась спустя много лет.
— А какая мечта была у Николая Ивановича?
— Несомненно, чтобы живущие в этом городе были всесторонне развиты, воспитаны. Докторов сам начинал свой рабочий день с объезда всех строящихся социально значимых объектов в городе.
Вспоминается случай, когда весной только начали благоустраивать город. Посадкой газона занималось ЖКХ, но цветы либо могли украсть ночью, либо затоптать днем. И тогда Николай Иванович посоветовал сажать снова и снова, огородить, ведь «надо приучать людей к культуре».
И одна из главных задач Докторова — построить необходимые объекты социальной направленности, где взрослые и, самое главное, наши дети, могли получать достойное воспитание и образование. Для этого были созданы ясли, детские сады, школы, объекты культуры и спорта.
К слову говоря, именно при Докторове Воскресенск стал одним из первых городов во всей стране, в котором уничтожили барачные условия жилья. Такое достижение отметил даже Михаил Горбачев в одном своем выступлении!
Николай Иванович очень любил и природу. Русскую природу. Под его личным контролем химики ухаживали за территорией парка, дорожками. Больные и сухие деревья убирались ежегодно, и на их месте высаживались той же породы. Это заслуга именно Докторова, что с 1948 года он сумел сохранить парк.
Планы по созданию комфортной среды для проживания людей в городе были долгосрочными. Проекты Николая Ивановича воплощались в жизнь после его ухода на пенсию его учениками Меркуловым и Хрипуновым. К примеру, такие объекты как плавательный бассейн, строительство новой столовой в пионерлагере, строительство жилья и другие объекты. Очередь на новое жильё на Воскресенском химическом комбинате составляли всего 600 семей из работающих 9000 человек.
— Почему всё получалось у Докторова, а у других руководителей градообразующих предприятий города и химической промышленности страны было не все так складно?
— Наверное, главной причиной явилось то, что он сумел привлечь талантливую молодёжь, специалистов в город. Создать лучшие условия проживания, отдыха и работы. Для холостяков предоставлялись общежития, для семей – отдельные квартиры. В центре города по-особому проекту, который специально предусматривал тесное общение соседей, был построен «Дом молодых специалистов». Он создал крепкую команду единомышленников, таких же одержимых во всех направлениях: науке, производстве, спорте, здравоохранении и культуре.
Только с такими одержимыми можно из завода средней величины создать лучший в Европе комбинат минеральных удобрений, который первым запустил производство гранулированных минеральных удобрений. Только команда таких одержимых могла из пристанционного посёлка построить замечательный город, где проводились союзные и международные спортивные соревнования, где постоянными гостями были Магомаев, Ободзинский, Пугачева, симфонический оркестр под управлением Рождественского. Только с такими одержимыми можно в маленьком городке построить третий во всём СССР Ледовый дворец.
Николай Докторов на равных мог разговаривать с простым рабочим и министром, секретарём ЦК КПСС и научным работником, молодым человеком и ветераном. Своим примером учил нас, молодых руководителей, как вести себя на больших совещаниях, встречах с коллективом. Всегда думать — «народ умнее тебя»! «Выступать перед коллективом — это большая ответственность, а для руководителя — двойная ответственность!». Именно поэтому ему многое и удавалось…
— Иван Владимирович, скажите, а все относились к Н.И.Докторову положительно, с уважением? Или были в его окружении те, кто недолюбливал его?
— Конечно. Когда столь большой авторитет завоевывает молодая «команда Докторова», появляются завистники. Особенно среди бывших руководителей, «обиженных, недооцененных». На Николая Ивановича стали писать анонимки, доносы. Даже после его юбилея приезжал член областной комиссии партийного контроля, выясняя, как и на какие деньги был отмечен праздник. Однако тщательная проверка нарушений со стороны директора не подтвердила. Да и не могла подтвердить, потому что нарушений не было. Но нередки были и выговоры, штрафы Докторову, ведь он часто превышал намеченное в планах строительства.
Радует, что почти всегда к Николаю Ивановичу было хорошее отношение. А как могло быть иначе, если от него самого исходила доброта?
Вспоминается случай, когда Докторов уже был на пенсии. Его пригласили на районное собрание. Ведущий объявляет, что в зале присутствует почетный житель нашего города. Николай Иванович встает, а на его глазах – слезы. Вместе с ним встал весь зал. Аплодисменты. Не прекращающиеся, наверное, в течение пяти-семи минут. Какое уважение питали, казалось бы, к обыкновенному директору предприятия, представляете?
— Иначе, очевидно, быть и не могло. А как думаете, что бы пожелал Докторов, глядя на наш город сейчас?
— Я думаю, он пожелал бы воскресенским химикам стать лидерами в стране по производству минеральных удобрений. Что касается социально значимых объектов в нашем городе, я выскажу своё мнение: градообразующих предприятий уже нет. Вся надежда на вхождение в федеральные и региональные программы. Если планы, намеченные в губернаторской программе на 2019-2020 годы по нашему городу будут выполнены, а я уверен, что они будут выполнены, то мечта Докторова будет исполнена.
Правый и левый берег Москвы-реки будут обустроены. Городской парк будет реконструирован в стиле XVIII века, пруды очищены, в парке мы увидим летнюю театральную площадку, будет построена автодорога к усадьбе, хорошая стоянка для автотранспорта. В главном корпусе усадьбы будет проводиться в торжественной обстановке регистрация браков. На Москве-реке будет установлен дебаркадер (пристань), туристические пароходы на 2-3 часа будут останавливаться на причале, чтобы туристы могли ознакомиться с замечательными местами нашего города, его историей. И вот тогда время догонит мечты и амбиции великого человека, отца Воскресенска.
Наталья Рожнова, «Школа юного журналиста» (центр «Фантазия»).
Фото Виктора Гладкова
#куйбышевец #воскресенск #вму #нашхим #школаюногожурналиста #центрфантазия