Театр как образ жизни — Воскресенская газета Куйбышевец

Театр как образ жизни

Народный драматический театр и детская театральная студия «Юность» уже много лет радуют воскресенцев и гостей города своими постановками. Руководителем и режиссёром этих коллективов является Марина Николаева.



— Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша театральная деятельность?

— Примерно в 9-10 классе я пришла в театральную студию «Юность», которой в то время руководила Алина Михайловна Шпитальная. Пришла не одна, а вместе с подружкой (одной мне неловко было). Она, правда, ушла потом, а я осталась и занималась вплоть до поступления в ВУЗ.

— Вы тогда занимались актерской игрой?

— Да. Ещё, в это же время, я заканчивала музыкальную школу по классу виолончели, и у меня был выбор, чем заниматься дальше – театральным искусством или музыкой — там я тоже хорошо училась. Но я с детства болела театром и кино. Сказала родителям лет в десять: «Я буду артисткой!». Уже потом поняла, что, хочу чего-то более серьёзного, ответственного. Профессия артиста очень зависимая — иногда дают роль, иногда нет, а режиссёр — это тот, кто сам работает над произведением, ставит спектакль и тут его никто не заменит. После школы подавала документы в театральные ВУЗы и не поступила… Но я человек упорный. Четыре года продолжала заниматься, ходила уже в Народный театр к Михаилу Сидоровичу Тивикову. Пошла работать на химкомбинат, чтобы в моей трудовой книжке  была запись о стаже по рабочей специальности, это требовалось  для поступления на «рабфак» Московского государственного университета культуры. Совмещала подготовку и работу два года, затем поступила в университет на актёрско-режиссёрский факультет, по специальности «театральная режиссура». В то время руководителем курса была Лариса Александровна Шаева — заслуженная артистка РСФСР и Молдавской ССР, одним из режиссёров-педагогов — Лев Давидович Ардов, он же был режиссёром и в Московском академическом театре им. К. С.Станиславского и В. И.Немировича-Данченко. И  часто нас, студентов,  он включал в массовку своих спектаклей. Закончила я обучение в 90-м году. В то время организовывалось много театров-студий. Так, при Сатириконе возник театр-студия «Коллекция». Несколько лет я там работала и параллельно в нашем Дворце культуры вела детскую театральную студию. Я сразу сюда пришла по окончании ВУЗа, потому что за мной приехал художественный руководитель  нашего ДК, им в то время был Сергей Сергеевич Калашманов. Помню, он приехал перед дипломом и по поручению Аллы Георгиевны Орловой позвал меня и М.Дмитроченкова  занять должности руководителей.  Максима — народным театром, а меня — детской театральной студией. С тех пор я и продолжаю работать. В Москве я вскоре оставила работу, перенеся акцент с актёрской профессии на профессию режиссёра.

— Сейчас продолжаете работать с детьми?

— Да. Параллельно веду народный театр и детскую театральную студию. Помогает мне Ольга Бурыкина.

— Дети сами приходят?

— Сами. В начале сентября даётся объявление о наборе в творческие коллективы ДК. Мы принимаем всех ребят, а процесс отбора, «отсева» происходит сам собой.  Начинаем заниматься, и ребёнок или подросток, либо чувствует, что это «не его» и уходит. Или же наоборот — очень интересно, и сам занимается, да ещё и друзей с собой приводит. Сразу понять, обладает ли ребёнок актёрским дарованием, затруднительно. Например, у меня занималась девочка — Настя Овсюк, красивая девочка с огромными ресницами и косой до пояса. Но очень скромная, я бы даже сказала, немножечко зажатая, её буквально не было слышно — очень тихо говорила. А со временем она влилась в коллектив, освоилась, осмелела. Стеснительность, застенчивость — всё ушло. Сейчас она уже взрослая женщина, у неё трое детей, и при этом играет юных по возрасту персонажей –  и  Красную Шапочку, и Элли в «Изумрудном городе..»  — она совершенно прекрасно выглядит!

— Вы, получается, работаете и с детьми, и с профессиональными актёрами?

— Профессиональных актёров у нас нет. Для всех актёров народного драматического театра сценическая деятельность – это лишь увлечение, любимое занятие, а не профессия. Здесь играют и те, кто раньше были детьми  и занимались в студии «Юность» (за 29 лет моей работы они уже выросли), и те, кто  пришли,  будучи уже взрослыми. Но, можно сказать, что детская театральная студия «Юность» — это кухня, где готовятся артисты народного театра.

— Какие сложности в работе с детьми и со взрослыми?

— Трудности разные. Дети часто болеют, они бывают неорганизованны, безответственны. Могут и пропустить занятия, если настроения нет, или уехать к родственникам, даже перед премьерой — бывали и такие случаи, но здесь, скорее, вина родителей!

А со взрослыми… Во-первых, когда дети становятся взрослыми, у них начинается своя взрослая  личная жизнь, появляются семьи. Есть люди, которые, женившись или выйдя замуж, перестают быть артистами — просто не стало хватать времени! Другие, несмотря на сложности, продолжают играть, да ещё и приводят с собой свою вторую половину, а потом и детей, и внуков! У всех по-разному.  Кстати, мой муж — Дмитрий Шкуратов, хотел или нет, а пришёл играть, а как же?!

Но есть  люди, которые посвящают жизнь театру! Из них и состоит тот самый «костяк», который сформировался за годы моей работы. На них всегда можно рассчитывать, всегда можно положиться! Эти люди готовы пожертвовать отпусками, выходными, здоровьем, всем, чем угодно. Они самые настоящие «народные артисты».

— Вам тоже приходилось много жертвовать?

— Режиссёр самодеятельного театра – моя профессия, а она имеет свои нюансы. Я встречаюсь с артистами тогда, когда они могут, подстраиваюсь под их график.  Соответственно, меньше времени уделяю семье, родным. О чём, конечно, сожалею.

— Сталкивались ли Вы с профессиональным выгоранием?

 — Я бы не сказала, что ощущала опустошение или выгорание, скорее усталость. Каждый день приносит свои  беспокойства, проблемы, но куда от них? А творческий процесс не останавливается, всё время в голове продумываешь мизансцены, рождаются новые видения, интересные акценты.

— Скажите, помните ли первую свою постановку здесь?

— Так как я пришла во Дворец на должность руководителя детской театральной студии «Юность», то первое, что я поставила, была сказка. Новогоднее представление — «Баба-Яга против».

— Это по какому-то произведению?

— В основу легла пьеса Натальи Абрамовой «Подарок Снегурочки».

Вообще, все сценарии к спектаклям я пишу сама. Но до этого момента переворачиваю гору текста, иллюстративного и музыкального материала. Потом, сообразуясь с замыслом спектакля, перерабатываю всё под своих актёров, чтобы создаваемые ими образы получились  яркими, объёмными. Единственное произведение, в котором текст не изменялся — «Слуга двух господ» Карло Гольдони.

— Расскажите о людях, которые участвуют в подготовке к спектаклю помимо актёров.

— Для того чтобы спектакль  получился, в его подготовке принимает участие очень много людей, целая команда. Конечно, я придумываю, какими должны быть декорации и реквизит, а дальше мы все вместе начинаем их творить. Ирина Кирилловна Энквист помогает нам с изготовлением бутафории. Наши плотники конструируют различную декорацию, а художники делают  её красочной и объёмной. Надежда Дуранина шьёт  для театра интересные костюмы,  в создании образов  нам также  помогает костюмер Любовь Бурдакова. Константин Юдин пишет оригинальную фонограмму для наших постановок.

Хочется отметить осветителя Дворца культуры Андрея Александровича Лебедева. У него просто «золотые руки», он очень много мастерит реквизита, хотя это и не входит в его обязанности. Но он просто любит театр, низкий поклон ему за это!

— Среди Ваших постановок есть ли любимые?

— Самая любимая всегда та, над которой работаешь в данный период времени, просто потому что больше ни о чём не думаешь.  Всё остальное уже состоялось, а ЭТО – только рождается.

— Как представляете Вашего зрителя?

— Зритель у нас разный. Новогодние представления пользуются большим успехом у детской аудитории. Без ложной скромности могу сказать, что наши сказки нравятся как маленьким детишкам, так и ребятам подросткового возраста. А ещё и родителям! Раньше финансовые возможности родителей позволяли посещать спектакль вместе с детьми по 3-4 раза. И мы знали, что в зале  сидят ребята, уже видевшие эту постановку, потому что они комментировали происходящее на сцене, рассказывали, что будет дальше. Значит, им понравилось и захотелось прийти ещё раз!

Для зрителей старшего возраста мы также ставим спектакли, готовим литературно-музыкальные композиции.  Особенно трогают зрителя инсценировки  про Великую Отечественную войну. Когда во время постановки в зале стоит напряжённая тишина, понимаешь, что удалось «зацепить» зрителя.

Получается, что не возраст определяет нашего зрителя, а степень его заинтересованности нашим творчеством. Если его волнует происходящее на сцене, он становится нашим. Если же его это не «захватило», значит, к сожалению, мы пока чужие.

Вот как раз задача театра и состоит в том, чтобы достучаться до любого зрителя, сделать своим. Для меня важно, чтобы происходящее на сцене не только заинтересовало, но и чему-то научило, потому что театр, это не только и не столько развлечение, сколько  поиск ответов на вечные вопросы.

— За что Вы любите свою профессию?

 — Театр – это праздник, это возможность дарить людям положительные эмоции, яркие впечатления! Театр будоражит фантазию, помогает оторваться от мелкого и будничного! А ещё,  взглянуть на себя со стороны, о чём-то задуматься, с чем-то поспорить!

А для меня, как режиссёра, это серьёзное и большое дело! Наверное, одна из моих отличительных черт – это ответственность.  Я всегда стараюсь делать свою работу так, чтобы мне было не стыдно за результат, за то, что зритель увидит на сцене. Причём в этом я не одинока.  Со мной вместе так же думают и наш Дворец культуры, и наш театр. Поэтому  у нас и выбор драматургии, и каждая мизансцена,  и каждая деталь костюма, каждый нюанс  продумываются, чтобы спектакль получился достойным внимания нашего зрителя, которого мы уважаем и любим!

 

Беседовал Вадим Мартынов


#воскресенск #куйбышевец #отпервоголица #годтеатра

 

Поделиться:
  • 11
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.