— Тебе перевалило за 50. Если подвести предварительные итоги – что ты сделал, создал?
— Всю сознательную жизнь посвятил развитию боевых искусств, в частности ушу и кунг-фу, в нашем районе, в области, и, не побоюсь сказать – в России. Может показаться, что я – председатель всего и чемпион вселенной. Но так все складывалось, и было результатом труда, настойчивости, следствием естественного хода событий. Создали Федерацию ушу при спорткомитете администрации Воскресенского района, я стал председателем. Кроме того, являюсь учредителем и вице-президентом спортивной федерации ушу Московской области; заместителем директора регионального отделения Комплексных единоборств России по Московской области; президентом лиги Кунг-фу Московской области; вице-президентом федерации Кунг-фу России и председателем судейской коллегии (5 дан)… И это еще не весь список.
— Наше поколение помнит, что в 70-е годы и в начале 80-х мало кто в СССР знал о многообразии видов восточных боевых искусств. Все, кто увлекался ими были для нас «каратистами» и всем памятны гонения на карате…
— Ни корысти, ни криминальных или предосудительных намерений тогда ни у кого не было. Это были чистота, познание, спорт, совершенствование, энтузиазм, желание поделиться Знанием! Вход в эти секции был по рекомендации. И кто давал эти рекомендации, несли ответственность, по крайней мере моральную, за своих протеже. Мы давали расписки, что не будем использовать в криминальных целях полученные в секции знания и изученные приемы. Более-менее суперски занимались центральные школы карате – в ЦСК и в Динамо. Это понятно – Вооруженные силы и правоохранительные органы. И чемпионаты СССР проводили эти школы.
Но потом вышло постановление о запрете карате. Власти посчитали боевые искусства оружием, массовое распространение которого допускать нельзя. Особенно жесткий прессинг в отношении секций карате стал проводиться после Олимпиады-80. Началась судебная практика по применению 219 статьи уголовного кодекса, предусматривающей до двух лет лишения свободы за обучение карате. Если ты где-то в белом кимоно махнул рукой-ногой, можно было оказаться в местах не столь отдаленных. И многие там оказались.
Но Мастер становится учеником, когда перестает учиться, совершенствоваться. А Человек, обладающий Знанием, непременно хочет им поделиться. Ибо в этом смысл познания: когда делишься знанием – сам растешь. Этот принцип — «От сердца к сердцу» — составная часть многих восточных философий. Потому они и сохранили многие древние знания, развили их, возвели в ранг совершенства. И это не обязательно отжимания от пола или бег на время. Совершенствоваться можно и нужно духовно, интеллектуально, ещё как-то. Отношения в семье улучшить, оздоровиться, сделать доброе кому-то… Термин «ушу» буквально переводится, как «воинское искусство». «Кунг-Фу» китайцы произносят – «гунг-фу» – это «высшее мастерство». Ты можешь в журналистике совершенствоваться. И это тоже будет кунг-фу. И ты будешь Мастер журналистики. Просто надо работать над собой, совершенствоваться, расти, и делать это с душой.
— А как обстояли дела с единоборствами в Воскресенске в советские годы?
— В спортзале «Химик» в 1978 году занималось около 150 человек. Практически все – взрослые. Я туда попал в 11 лет «по блату». Иначе и невозможно было. Мне повезло – мой дядя занимался дзюдо и самбо, а когда по субботам и воскресеньям в «белом здании» возле Ледового дворца столичные специалисты стали преподавать карате, первыми их учениками стали спортсмены классических единоборств и сотрудники милиции. Сначала неофициально. Потом эта секция под эгидой МВД приобрела официальный статус.
Для меня это были фанатичные занятия, тренировки. Но уже тогда чувствовал подсознательное желание когда-нибудь передать эти знания другим. И это случилось. Ещё студентом проходил педпрактику в пионерлагере «Химик» в качестве вожатого. В каждую смену обязательно были мероприятия, направленные на воспитание интернационализма, уважения и интереса к различным национальным культурам. Моим подопечным обычно доставались страны юго-азиатского региона, в которых развиты национальные единоборства. Естественно, что выступления моих ребят содержали элементы карате. Учился в институте, занимался карате, продолжал играть в футбол за «Химик» и ушел в армию сразу после того, как мы выиграли Первенство Московской области среди юношей. В эти два армейских года я и встретил человека, который перевел меня в мир кунг-фу и ушу.
— Большинство призывников просятся в ВДВ. А ты куда попал?
— Единственное, что я хотел, — попасть в войска специального назначения. Причем, именно в те, которые специализируются на разведывательно-диверсионных операциях, либо на противодействии разведывательно-диверсионным группам противника. Сейчас подобные подразделения противодействуют террористам. Наша часть специального назначения размещалась в Ленинградском военном округе. Это учебный центр по подготовке специалистов по всем видам связи, используемым тогда в ВС СССР для всех родов войск. Организационно учебный центр входил в Военно-Воздушные силы. Я попал в роту телефонистов ЗАС (засекречивающей аппаратуры связи – прим.ред.). Мой взвод и отделение специализировались на обнаружении и уничтожении узлов связи противника, обеспечение безопасности своих узлов связи.
— Почему ты хотел именно в спецназ?
— При всех разговорах о философии восточных боевых искусств, о каком-то высшем знании, для молодого парня первостепенным остается умение драться, способность противостоять сильному подготовленному противнику, и победить его. Эти свои навыки, способности, свою подготовку хотел применить на пользу Родине. Пусть это звучит высокопарно, но нас так воспитывали.
— Ты говорил про человека, открывшего тебе мир ушу…
— Это племянник Талгата Нигматулина (советский киноактёр, наиболее известный по фильмам «Пираты XX века»,«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Волчья яма» — прим.ред.) Дмитрий Салиев. Срочник, рядовой, и прибыл к нам в часть, когда мне оставалось служить полгода. На первом же занятии он показал такие вещи, что мы все сказали: «Будем учиться у тебя!» Он так объяснял: «Если ты хочешь познать мир – изучай ушу и кунг-фу. Если хочешь идти по коридору и открывать двери – изучай карате». Эта его фраза перевернула меня.
— Как вернулся к любимому делу после армии?
— Осенью 1987 года демобилизовался, в декабре пришел в школьный спортзал, увидел, что там занимается военно-патриотический клуб «Юный дзержинец». Клуб существовал под эгидой комсомола при поддержке ОВД. Ребята в качестве дружинников или в составе комсомольского оперотряда приходили на танцы, на дискотеки, — поддерживали порядок. Первую группу начал тренировать в своей родной первой школе в январе 1988 года.
Этот год и стал отправной точкой моей тренерской работы. Тогда в сентябре впервые развесил объявления о наборе в секцию ушу и дал объявление в газете… До этого тренировал и обучал, но это были какие-то знакомые, знакомые знакомых. Теперь «люди с улицы» пришли сами или привели своих детей.
В 1989 году произошел качественный сдвиг в развитии единоборств на территории СССР. Тогда группа энтузиастов пригласила в нашу страну специалистов из пекинской академии ушу. Боевая составляющая этого искусства маскировалась. Ушу называли оздоровительной гимнастикой.
А потом начались тяжелые 90-е годы. Все секции были на самоокупаемости. Мы получили патенты, зарегистрировались как предприниматели. Особенность тех лет – взрослых занималось в 3-4 раза больше, чем детей. И им философия мало была интересна. Они все пришли за экзотикой и практическим применением. Да мы и сами фанатели от этого же. Но было понятно, что это спорт, и спортивное будущее у этого искусства обязательно будет.
— Расскажи что-нибудь о своих учениках.
— Талантливых учеников много было и есть. Братья Андрей и Александр Довгие и Андрей Хмелев. Они были участниками чемпионата Европы в составе сборной страны в дублирующем составе. Был у меня спортсмен – Данила Харитонов. В 2015 году он провел мощные бои на чемпионате мира в Пекине. Причем он был заявлен на 85 кг, а китайцы выставили против него 95-килограммового. Они умеют это делать.
Посчастливилось работать с Ольгой Шитовой. И продолжаем. Пришла ко мне в 2010 году в статусе мастера спорта по дзюдо и мастера спорта по джиу-джитсу. Двукратная чемпионка мира по кунг-фу… Абсолютная чемпионка России по комплексному единоборству, спортивную карьеру совмещала со службой судебным приставом. Стала мастером спорта международного класса по джиу-джитсу. Победитель Кубка Мира по кунг-фу. Сейчас работает тренером в Москве.
— Место единоборств в спортивной жизни района?
— Должен сказать, что все годы моей тренерской работы спорткомитет администрации района всегда оказывал мне поддержку. Если посмотреть по качеству принесенных медалей, то единоборцы принесли в район медалей мировой и европейской славы столько, что с нами сейчас может посоперничать только, может быть, женский хоккей! Не важно – олимпийский вид спорта или нет, аккредитован ли он в России… Человек из Воскресенского района поехал за свои деньги, к примеру, на чемпионат Европы по Кунг-фу в Армению. И стал чемпионом Европы. Прославил Россию, Подмосковье и Воскресенский район. А его в районе даже не включили в списки лучших спортсменов года. Потому что, оказывается, этот вид спорта не аккредитован. Бюджетных средств на единоборства выделяется даже не на один порядок меньше, чем на игровые виды спорта.
У нас культивируется джиу-джитсу, бокс классический и тайский, карате, самбо, ушу и кунг-фу, кикбоксинг, тхэквондо, и, возможно, что-то не назвал. Хоккей остается в нашем районе спортом №1. Не знаю, как к другим тренерам, но ко мне приводят родители мальчишек 4-6 лет со словами: «Мы его в хоккей хотим. Но там сказали – пусть сначала годок у вас позанимается. Он у вас окрепнет…».
Многие занимаются и футболом, баскетболом. В целом по району игровиков очень много. И к нам – в единоборства — часто приходят те, кого оттуда отсеяли. На ковре, на татами, в ринге – ты один. И нападающий, и защитник, и вратарь. И нет скамейки запасных. И слово-то какое хорошее – «единоборство»!
— Каковы современные дети?
— Сейчас изнеженных больше. Наши родители часто и не знали, что мы в секции какие-то ходим. Вспомни наших ровесников, которые с хоккейными баулами в рейсовых автобусах ездили на тренировки. Игоря Ларионова никто не заставлял, — он сам после тренировки на закрытом льду выходил кататься ещё и на открытой коробке. А Валера Каменский сначала с нами в футбол отыгрывал на первенстве Московской области – мы с ним вместе играли переднего опорного защитника – а после футбола тренировался в основной команде «Химика». Так же и Зелепукин, и братья Квартальновы.
А сейчас приводят – ребенок не знает, что он хочет. Родители хотят… Но и это лучше, чем ничего. В спорте пробуждаются патриоты. Они знают – за что они бьются. Кто через это не прошел – либералами растут. А наши спортсмены поднимают флаги – «Россия!», — встают на пьедестал и гимн поют.
— Дмитрий Салиев тебе сказал: «Хочешь познать мир – занимайся ушу»! Ты познал мир?
— Я все еще в этом процессе…
Беседовал Виктор Гладков, фото автора
#живуспортом #ушу #воскресенскийрайон #воскресенск #куйбышевец #спорт