Два берега одной реки — Воскресенская газета Куйбышевец

Два берега одной реки

dav

По доброй традиции в начале декабря многие воскресенцы помянут добрым словом двух Николаев – Докторова и Хрипунова, судьба которых оказалась навсегда связана с Воскресенском. И хотя на свете людей, которые работали с ними плечом к плечу осталось немного, немало еще тех, кто знает и понимает, что их личная судьба во многом началась и сложилась именно в Воскресенске мыслью и трудом этих двух чрезвычайно незаурядных людей.


111 лет  назад, 6 декабря 1907 года в Санкт-Петербурге в семье рабочего-каменщика родился Николай Иванович Докторов (1907—1983) — 7-й директор Воскресенского химического комбината, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Воскресенска.

81 год прошел с тех пор, как  8 декабря 1937 года в поселке Мухтолово Ардатовского района Нижегородской области в семье железнодорожника родился Николай Фёдорович Хрипунов (1937 — 2005) — генеральный директор Воскресенского производственного объединения «Минудобрения» имени Куйбышева.

«36 лет из жизни Николая Докторова связано с Воскресенском. Четверть века он отдал химкомбинату, 22 года возглавлял его. Николай Хрипунов проработал на химкомбинате 37 лет, из них 8 лет главным инженером и 17 лет генеральным директором.

Читая строки воспоминаний, оставленных людьми, знавшими их, поражаешься поистине безмерным любви и уважению, которые успели снискать два Николая. Объяснение этому находится просто – пройдя все ступени производственной карьеры, оба руководителя всегда были в гуще народа, вместе с ним.

Оба Николая были как мы сегодня говорим, «варягами» — Докторов – из питерской пролетарской семьи, а Хрипунов – из сельской нижегородской глубинки. Но это не помешало стать им настоящими воскресенцами, на которых мы равняемся сегодня. Так, Николаю Докторову выпала честь строить одни из первых послевоенных кварталов и обустраивать центр города, Николаю Хрипунову – строить новый Новлянский микрорайон.

Строчки из песни 1960-х «Голубые города», которую наши герои наверняка знали, а иногда, уверен, и сами напевали, очень подходят к их судьбе:

Мы на край земли придём

Мы заложим первый дом

И табличку прибьём на сосне.

Волей истории они оказались в том месте и в то время, где настоящего города-то и не было – было только название от него. Молодому поколению сегодня трудно и представить себе, что в начале века в ста километрах от Москвы ничего особенного-то и не было. Стояли на берегах рек деревушки, усадьбы, поля и леса – до железнодорожной станции Воскресенск надо было еще добираться гужевым транспортом. Первый могучий рывок в своём развитии Воскресенск сделал в годы советской индустриализации в 1930-е годы. Рост города остановила Великая Отечественная война. Вновь жизнь забурлила в нём снова только после того как отзвучали в столице залпы победного салюта.

В 1944 году Николай Иванович назначен парторгом Воскресенского химического комбината имени Куйбышева. Это назначение стало судьбоносным для Николая Ивановича Докторова. В 1950 году Докторов уже стал директором Воскресенского химкомбината. Под его руководством комбинат вырос в одно из крупнейших предприятий химической индустрии страны. Но будучи производственником Докторов никогда не замыкался на вопросах производственного развития. Особое внимание он уделял развитию всего, что окружает человека, определяет его жизнь уже за воротами предприятия. Поэтому вместе с новыми цехами химкомбината растёт и сам город. Докторов строит в Воскресенске Дворец культуры, уникальный ледовый дворец спорта, поликлинику и больницу, пионерский лагерь, детские сады, ясли, создаёт туристическую базу. Вместе с Докторовым в начале 70-х годов XX века Воскресенск «шагнул» на правый берег реки Москвы, где стремительно вырос Новлянский микрорайон.

На всё это Докторову потребовалось чуть более двух десятилетий. Преобразить место, которое мы привыкли видеть и называть Воскресенском Докторову и Хрипунову помогали десятки тысяч людей с разных концов 1/6  земли. Не всех новоприбывших вдохновляло увиденное. Многие даже порывались сразу уехать из хаоса вечной воскресенской стройки, но пообщавшись с директором комбината Николаем Докторовым – оставались. И никогда не жалели об этом.

Кроме тяжёлой работы, — ведь всё создавалось заново, с нуля – Докторову предложить им было нечего. Но тем, кто разделил его веру в будущее, досталась тяжёлая, но светлая доля. Третий воскресенский Николай  — Эпштейн – из таких. Вместе с Докторовым они в далёком 1953 году увидели будущее новой знаменитой воскресенской хоккейной команды «Химик» и вывели её на орбиту мировой спортивной славы! Как они смогли это сделать – для автора этих строк загадка… Ведь достаточно взглянуть на архивные фото Воскресенска 1950-х, чтобы понять – в видимом спектре тогдашнего Воскресенска не было ничего, что предвещало бы это будущее. А они встретились – и увидели.

Декабрьские даты в памятном календаре нашего города – не только повод придаться приятным воспоминаниям о том, какими хорошими и добрыми людьми были отцы нашего города, это повод поразмышлять над тем, какое наследие мы от них получили. И наследие не только материализованное  в виде дворцов культуры и спорта, жилых домов и цехов химкомбината, которые до сих пор стоят и верой и правдой служат воскресенцам.

Управленческий опыт Докторова был проверен лучшим экзаменатором – войной, и от него зависела судьба следующего кадрового набора В 1970-е, которая определила бы судьбу химкомбината и всего города на десятилетия вперед. Все мы понимаем, что мудрость политика и любого управленца определяется не только верностью тактики и стратегии принимаемых ими решений, срок реализации которых может исчисляться годами, или даже десятилетиями, но и правильным выбором преемника, который сможет продолжить твоё дело. И здесь мы видим ещё одну победу Докторова. Победу, которая вышла за календарные пределы его жизни, но еще раз свидетельствует о его искреннем желании добра Воскресенску и воскресенцам. Которые не смогли защитить его в годину аппаратных интриг, но сохранили в своих сердцах добрую память о нём и светлую благодарность за всё, что он успел для них сделать. Перед уходом на пенсию Докторов рекомендовал на свое место Николая  Хрипунова, но в Москве его посчитали еще молодым. В 1972 году Хрипунов был назначен главным инженером и возглавил предприятие только в 1980 году.

При Хрипунове на предприятии стали систематически, планомерно решать экологические проблемы, что позволило резко снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Старые, экологически неблагополучные цеха выводились из эксплуатации, несмотря на то, что их продукция была высокорентабельной, вводились в строй новые современные производства. Все эти работы проводились без снижения выпуска продукции, а, наоборот, с увеличением выпуска и улучшением качества продукции. Была проведена реконструкция районных очистных сооружений, позволяющая значительно увеличить их производительность и улучшить качество очистки воды.

Но не в характере Николая Федоровича было останавливаться на достигнутом. Он взялся со своим коллективом решать сложнейшую отраслевую проблему переработки фосфогипса. Исследования по этой работе велись одновременно в нескольких направлениях, строились опытные установки, выпускались опытные партии. Николай Хрипунов планировал к 2000 году перерабатывать весь фосфогипс с четырех цехов ЭФК. И если бы не лихие девяностые годы рыночной экономики, эта сложнейшая проблема на предприятии была бы решена.

Как и его великий предшественник, Николай Федорович очень много сделал для улучшения жизни всех жителей города. Строительство жилья было одной из главных его забот. За 1986-1990 годы химкомбинатом было построено и введено в эксплуатацию 100 тысяч квадратных метров жилья! И это были уже не «хрущевки», а многоэтажные дома с улучшенной планировкой. Одновременно с этим были введены в строй плавательный бассейн «Дельфин», новый корпус профилактория, столовая в пионерском лагере на 700 мест, поликлиника, школа и детский сад в Новлянском квартале, база отдыха на Азовском море, теплица и многое другое. Николай Хрипунов пользовался заслуженным авторитетом не только на предприятии и в городе, но также на всех предприятиях отрасли и в высших эшелонах власти. Но, несмотря на это, он был простым и доступным руководителем для любого человека, независимо от должности и ранга. В дни личного приема он терпеливо принимал людей до глубокой ночи, не считаясь со своим личным временем и здоровьем.

Из книги воспоминаний Эмилии Хрипуновой «Дорогой мой человек»: «Люди любили и уважали его, и он — их. Одинаково любил и понимал простого рабочего и руководителя. Но особенно выделял руководителя непосредственно на производстве… Николаю Федоровичу несколько раз предлагали высокие должности в Москве, но он не хотел оставлять свой родной завод. Комбинат развивался, город рос и благоустраивался. Много было планов, но не всем суждено было сбыться. Так и остался недостроенным банно-прачечный комбинат, так и не был разбит парк на набережной в Новлянске, хотя были подготовлены площадка и план разбивки парка».

Кого мы сегодня готовы назвать эффективным менеджером? Что это вообще такое? Кого мы можем назвать эффективным менеджером в прошлом? Споры идут не первый год, спорит вся Россия… Для меня ответ на этот вопрос очевиден. И далеко ходить не надо. Планы двух воскресенских директоров никогда не были маниловщиной, привычкой помечтать после сытного обеда. Поэтому все задуманное последовательно воплощалось, словно вытекая одно из другого, постоянно повышая планку требований к себе и планку целей, которых нужно было достичь. Поэтому их дела вспоминаем мы и, уверен, будут вспоминать и будущие поколения воскресенцев.

Давайте попробуем обобщить то, о чём мы сегодня рассуждали. Каким же был рецепт успеха двух знаменитых воскресенских директоров, рецепт успеха стремительно выросшего после войны города и всех, кто решил связать свою судьбу с ним? Мне кажется, что в его основе лежали простые истины.

Умение мечтать и видеть завтра лучшим, чем сегодня.

Умение думать о будущем предметно.

Готовность уверенно, не считаясь с личными потерями идти к нему.

Умение создать команду по принципу верности своему делу.

Умение делать нужное государству и обществу дело, не забывая при этом про каждого, кто этим делом вместе с тобой занимается.

«Доля народа, Счастье его, Свет и свобода — Прежде всего!», — сказал наш великий поэт Николай Некрасов.

Мы помним! Мы гордимся!

 

Олег Шилов

Поделиться:
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментарии закрыты.