Село Барановское и его таланты — Воскресенская газета Куйбышевец

Село Барановское и его таланты

Речь, правда, пойдет, в основном, об одном жителе этого славного села. С Юрием Лукиновым мы встретились в сельской библиотеке. Заведующая местной «сокровищницей культуры» Светлана Александровна Юношева не только гостеприимно распахнула перед нами двери, но и организовала уютное чаепитие, что немало поспособствовало созданию непринужденной обстановки.

— Юрий Павлович, мне известно, что Вы возглавляете местный литературный кружок, «филиал» ЛИТО «Радуга», ведущий довольно активное существование. Вы профессиональный литератор?

— Даже немного шокирован подобным вопросом. До определенного времени мои литературные интересы ограничивались чтением газетных заметок в разделе «Спорт». Кстати, спортом я занимался смолоду, да и сейчас продолжаю по мере сил. Главным же инициатором кружка является «хозяйка» этого дома, Светлана Александровна. В наш клуб входят такие авторы, как Гарцевич Людмила Александровна, Золотова Нина Николаевна, Калмыкова Зинаида Ивановна — лауреаты конкурса начинающих поэтов «И просыпается поэзия во мне…» — 2016, Малинин Александр Александрович — лауреат этого же конкурса – 2017 года. Это самые активные члены клуба. Есть еще просто любители поэзии и поклонники творчества земляков, которые сами стихи пока не пишут. А я в литературу пришел совсем недавно, если такое выражение прозвучит не слишком громко.

— Не слишком. Что же помешало заняться раньше этим увлекательным делом?

— Просто в голову не приходил подобный поворот. В молодости проходил срочную службу в пограничных войсках — Восточный пограничный округ. После демобилизации поступил в органы МВД (Государственная противопожарная служба), все довольно-таки прозаично.

— А как же задержание шпионов, и прочая героика пограничных будней?

— Я – технарь, воином в полном смысле слова стать не привелось. Правда, был случай «героики будней». Ведь, как вы понимаете, подвиг нужно технически обеспечить, а то и врага насмешишь. Во время сопровождения автоколонны одна из машин (ГАЗ-66) остановилась из-за поломки. Автомастерская уехала с колонной, а я остался с неисправной машиной. Оказалось, вышел из строя бензонасос, исправить его не удалось. Ну, и вышли из положения — ехали на малой скорости, я держал ведро, из которого напрямую бензин по шлангу подавался в карбюратор. Короче говоря, побывал в роли бензонасоса. Вот так и добрались до места. Тоже героизм своего рода (улыбается).

— Наша национальная смекалка! Иностранца в такой ситуации можно представить с трудом.

— Это – да. А вот ладно – шпионы, своих и то однажды «прошляпил»! Ездили мы с бойцами на конкурс песни: я всегда участвовал в вокальных мероприятиях, и был назначен старшим в группе. Все прошло нормально, возвращаемся, смотрю – ребята пьяны не только от успеха. Как так? Где взяли?! От начальства не укрылось, «втык» получил, а загадка осталась. Уже много позже, когда «гроза» миновала, выпытал-таки у одного солдатика, «где собака порылась». Оказывается, в барабане «нектар» провезли! (смеется).

— Когда же «заболели» литературой?

— Мой давний друг, Владимир Кочергин, однажды показал мне свои стихи. Я был удивлен, поскольку всегда считал, что поэты – это люди особенные, возвышенные. Правда, самому часто приходилось писать стихотворные поздравления для друзей и сослуживцев к датам и юбилеям, но поэзией я это никогда не считал. Благодарили, всегда очень хвалили, но, в основном, за информативность. Я, как правило, весьма подробно описывал жизненный путь юбиляра, со всей серьезностью, без каких-либо шуточных отступлений. Юбиляры – народ благодарный и терпеливый… Юмора обычно добавляли другие поздравители. Постепенно осознаю, что утверждение «краткость – сестра таланта» — не пустой звук. Как я сейчас понимаю, тексты мои оставляли желать лучшего.

— На основании чего возникло такое впечатление?

— На основании простого сравнения. Мой вышеупомянутый друг, Владимир, опубликовал стихи острой социальной направленности, что сыграло не последнюю роль в принятии решения о Егорьевском мусороперерабатывающем заводе, против которого активно выступало население. Завод, ко всеобщей радости, так и не был построен.

— Не шпагой, так пером, перефразируя название известного романа. Но не только этот эпизод все-таки привел Вас в литературу?

— Не только, но он продемонстрировал, что казавшееся раньше невозможным, возможно! Ведь я вырос в многодетной семье, многое пришлось испытать, не до развлечений было. Мой отец, ослепший еще в раннем детстве, прожил, благодаря маме, счастливую жизнь, но ушел рано, в 51 год.

Я снова вижу мамины глаза –

В них доброта и легкая усталость,

Прозрачны, как осенняя лоза,

В которой солнце и тепло осталось.

 

Я знаю, с нами было нелегко,

Но мы росли, друг другу помогая,

Чтоб на душе всегда было светло,

Старались дети для тебя, родная.

 

Так было много дел, что иногда

Вздремнуть не удавалось до рассвета.

Но Бог тебя хранил, и ты всегда

Любовью детскою была согрета.

А я стал, помогая отцу, в какой-то мере «малолетним культработником», так уж сложилось. Он играл на баяне в Доме отдыха «Конобеево», поэтому большую часть года проводил вдали от семьи, а мы, дошкольники, по очереди жили с ним, выполняя роль поводырей. Нас воспитывали в строгих правилах: дружба и взаимопомощь были естественны. Помню, когда во время танцев отец уходил на несколько минут отдохнуть, я, для заполнения паузы, ставил на проигрыватель пластинки. Читать еще не умел, и, по заявкам отдыхающих, выбирал соответствующую картинку – Утесова, Шульженко, других популярных тогда певцов, всех их знал, и никогда не ошибался.

— В то время, наверное, это было все, чем Вы могли помочь отцу.

— Для него я преодолел свою врожденную застенчивость и впервые вышел «на сцену» — в пять лет! Танец, исполненный на кузове грузовика с откинутым бортом, вызвал громкие зрительские аплодисменты. Танцевать и сейчас люблю, а наш с братом синхронный степ на местных подмостках даже заслужил довольно бурную реакцию зала.

— Очень неожиданно и здорово!

— Клуб наш когда-то был образцовым, имелась даже оркестровая яма. Однако, приехав в родные места после долгого отсутствия, я увидел, что здание «волшебным образом» изменилось, «волшебник» же явно попался недобрый, так что и восстанавливать уже почти нечего. Но мы с местными талантами иногда ездим по району с концертами, публика нам бывает рада. Часто выступления украшает виртуозным музыкальным сопровождением В.Л. Черкасов – прекрасный баянист, который, несмотря на занятость в мероприятиях центрального Дворца Культуры, всегда откликается на наши приглашения.

— А Вы, как я понимаю, всех покоряете чечеткой?

— Нет, это случается редко. В основном, пою. Кстати, наш коллектив очень любит исполнять песню «Белое озеро» на стихи нашего земляка, Леонида Анфиногеновича Дудина, руководителя Воскресенского ЛИТО «Радуга». Между прочим, в местное ЛИТО я пришел во многом благодаря ему. Тут тоже помог случай.

— Считается, что случай помогает тем, кто к нему готов. Что же произошло?

— Судьба «столкнула». Мы с Леонидом Анфиногеновичем работали на одном предприятии в Фаустово, но практически не пересекались. В Московской же типографии, куда я устроился инспектором пожарной охраны, произошло уже «лобовое столкновение» (в хорошем смысле, конечно). Дудин некоторое время занимал там один из руководящих постов. Вот тут мы общались гораздо плотнее, благодаря ему я начал относиться к собственному стихосложению уже всерьез.

— Я знаю, что Вы даже стали дипломантом престижного конкурса имени Елены Слободянюк, который проходит в нашем районе раз в два года.

— За этот совершенно неожиданный для меня успех я должен поблагодарить товарищей по ЛИТО «Радуга», особенно — нашего известного поэта и барда Сергея Леонтьева, тоже бывшего моего сослуживца. О его творческих успехах я узнал случайно, а у него в гостях получил не только массу полезной информации, но и книгу в подарок.

— Не первый раз убеждаюсь, что судьба ведет человека. Ведь и работали Вы в Москве именно в типографии!

— Да, причем там печатались тиражи многих центральных газет, например, «Московского комсомольца», так что мы, пользуясь возможностью, первыми читали «сигнальные» экземпляры. Правда, я, как уже говорил, в основном – раздел спорта. Но ведь и с Сергеем Леонтьевым мы вначале разговаривали только о спорте. Конечно, не всякий поэт – спортсмен, как и далеко не каждый спортсмен – поэт, но одно другому явно не мешает.

Вот Тетрадка на столе в розовой обложке

Рассказать решила мне о себе немножко.

 

Что с конвейера сошла с запахом офсета,

Что не думала она быть в руках поэта;

 

Не мечтала, что строка ляжет на страницу,

Полетят за ней слова, рифмы, словно птицы.

 

Знать, тетрадке суждено стать подругой Лиры,

Ей мараться не грешно, ведь стихи — как миро.

Я подумал, что здесь будет уместно привести это произведение в качестве иллюстрации, ведь теперь поэзия – мое главное увлечение.

— В сочетании с песнями и танцами?

— Тут Вы мне льстите. Все мы – доморощенные певцы. А есть у нас в селе действительно выдающийся человек – Валентина Александровна Захарова. Она – настоящий талант, и даже пела в хоре имени Пятницкого.

— Я слышала, что есть места, особенно «урожайные» на таланты. Судя по местной агитбригаде, и литературному кружку, село Барановское – одно из них.

P.S. В конце нашего разговора в помещение библиотеки неожиданно вошла посетительница, очень тепло поздоровавшаяся с присутствующими. Оказалось, что мне повезло познакомиться с Валентиной Александровной Захаровой, имя которой только что упомянул мой собеседник. К сожалению, уже пора было уходить, но такое окончание визита, по моему мнению, похоже на продолжение истории…

Беседовала Елена Хмырова
Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *